June Carter Shared publicly - 2018-02-05T23:50:00Z
В 1941 году Ширли Темпл исполнилось 13 лет, и можно представить, как студийные боссы судорожно подыскивали проект, способный удержать интерес публики к чудо-ребёнку, постепенно утрачивающему своё детское очарование.
«Кэтлин» — единственный фильм Ширли, выпущенный в 41-м, хотя в прежние времена число полнометражных картин с её участием доходило до семи в год. Далеко не все из них обладали такой художественной ценностью, как, скажем, «Маленькая мисс Маркер» с Адольфом Менжу или «Безбилетница», где партнёром актрисы был Роберт Янг. Не стала шедевром и «Кэтлин» Харольда С. Буке.
Само имя кажется слишком взрослым и строгим для озорной девчонки-сорванца, каковой нам по старой памяти пытаются представить героиню Ширли. Но это не столь существенно по сравнению с главной бедой «Кэтлин» — она откровенно вторична.
Собственно, все «детские» фильмы Темпл выстроены по единой схеме, с небольшими вариациями кочующей из картины в картину. Схема эта широко известна и говорить о ней не имеет смысла. Вопрос в том, какую «начинку» добавляют в готовое «тесто». Потому что конечный результат получился подозрительно похожим на довоенную картину Дины Дурбин «Без ума от музыки».
Главная героиня и того, и другого фильмов — девочка-подросток, умница и фантазёрка, наполовину сирота. Она придумывает себе идеальных родителей, о которых рассказывает школьным друзьям. «Кэтлин», правда, экономит на массовке — действие происходит во время летних каникул, и никого из сверстников героини мы не увидим, только пожилого «наперсника» из магазинчика неподалёку. Место смешливого Кристиана Раба, знакомого нашим зрителям по роли возницы в «Большом вальсе», занимают трогательный Феликс Брессарт и лохматый Руди — плёнка старая, а собака «черна, как душа Азефа», — о том, что это пудель, можно только догадываться.
Непосредственно из «Без ума от музыки» перешла пара Герберт Маршалл — Гэйл Патрик, с той лишь разницей, что в картине Нормана Торога Патрик играла мать девочки, а в «Кэтлин» она потенциальная мачеха. Маршалл же из придуманного отца становится родным.
И если в «Без ума от музыки» герои были выписаны живо и реалистично, то персонажи «Кэтлин» выглядят карикатурно. Гувернантка — настоящее исчадие ада, а невеста отца настолько приторна, что, кажется, с экрана вот-вот потечёт патока.
Движущая сила сюжета, на мой взгляд, несуразна — к абсолютно здоровому ребёнку приставляют врача. Таким образом возникает любовный треугольник — забавно, что Ларейн Дэй, играющая красавицу-доктора, которая испытывает нежные чувства к герою Маршалла, годом ранее была его экранной дочерью в «Иностранном корреспонденте».
Я очень люблю Герберта Маршалла, это чудесный актёр с большим творческим диапазоном. Даже если брать только отцовскую тему в его картинах конца 30-ых — 40-ых годов, видно, насколько разнообразны и не похожи один на другой создаваемые Маршаллом характеры. Ричард Тодд, серьёзный и деловой человек, проникается стихией игры, а потом и в самом деле начинает испытывать родительские чувства к героине Дины Дурбин («Без ума от музыки»). Арчибальд Крейвен из «Тайного сада» мрачен и нетерпим; он «купается» в своих страданиях, и сын для него — лишнее напоминание о собственном горе. На этом фоне рассеянный, витающий в облаках персонаж «Кэтлин» выглядит так же бесцветно, как и его имя — Джон Дэвис.
Ширли Темпл, для которой и снималась картина, вызывает искреннее сочувствие. Безусловно одарённую девочку пытаются втиснуть в приносившие когда-то деньги клише, не беря в расчёт, что эти клише безнадёжно устарели. Пение и танцы в окружении бравых гусар смотрятся откровенно вставным номером, и вообще создаётся ощущение, что юная актриса чувствует себя «не в своей тарелке».
Нельзя не признать, обаяние «Без ума от музыки» частично передаётся «Кэтлин». Этим и вызвана высокая оценка. Однако…
В советской картине «Я шагаю по Москве» на вопрос о Робертино Лоретти отвечали: он вырос. Ничего не поделаешь — Ширли выросла.
7 из 10
В 1941 году Ширли Темпл исполнилось 13 лет, и можно представить, как студийные боссы судорожно подыскивали проект, способный удержать интерес публики к чудо-ребёнку, постепенно утрачивающему своё детское очарование. «Кэтлин» — единственный фильм Ширли, выпущенный в 41-м, хотя в прежние времена число полнометражных картин с её участием доходило до семи в год. Далеко не все из них обладали такой художественной ценностью, как, скажем, «Маленькая мисс Маркер» с Адольфом Менжу или «Безбилетница», где партнёром актрисы был Роберт Янг. Не стала ше