Почти середина ХIХ века, Антильские острова. Есть среди них и Кеймада, владение Португалии, с несколькими тысячами белого населения живущего в единственном городе и многократно превосходящих их числом чернокожих рабов, вкалывающие на плантациях сахарного тростника — главной агрокультуры и богатства этого аналога Тропико и Анчурии вместе взятых. Само название острова в переводе с оккупант-португальского означает «выжженный», в память об окончательном решении колонизаторами индейско-партизанского вопроса в местных джунглях, обеспечивших себе, тем самым, беспечальное господство на протяжении трех веков.
Однако, времена меняются и вот уже в местном порту появляется мистер Уильям Уолкер — сотрудник британского адмиралтейства «в штатском», которого блистательно исполнил Марлон Брандо.
Основным его заданием является помощь в деле движения за независимость острова от Португалии. Местной креольской элите надоело «кормить Лиссабон», да и сами себя они считают уже отдельной нацией, лишь отдаленно связанной с потомками Кабрала и Камоэнса. Однако, одним лезть на штыки местного гарнизона сеньорам боязно и потому главной ударной силой должно стать негритянское ополчение.
К моменту прибытия Уолкера все казалось идет прахом, схвачен и казнен на гарроте главарь черного подполья.
Но, англичанин не привык сдаваться и не найдя выход на оставшихся в живых сообщников казненного, он решает сам создать нового лидера, из ничего, с полного нуля. Главным препятствием является укоренившаяся рабская психология негров, не готовых идти на конфликт и отстаивать свою позицию.
Уолкер проводит жесткий тест с мордобоем в ходе которого и находит будущего Лувертюра в лице портового носильщика Хосе Долореса.
Далее мы будем наблюдать процесс выращивания революционера и «народного ополчения» по опробованному в веках рецепту — от гоп-стопа местного банка мелкой бандой и до похода на столицу крупными силами повстанцев.
Вскоре в город вступают и негритянское ополчение «народного генерала» Долореса которому свежесозванное временное правительство из креолов торжественно объявляет о ликвидации рабства на острове. «Вы — не рабы, рабы — не вы», а посему идите дальше рубить сахарный тростник, но уже как свободные наемные рабочие. Долорес чует засаду и пытается рыпаться, но против знаний белых не попрешь — сахар гниет на складах и его надо кому-то продать, а единственными покупателями сейчас будут англичане, которым безграмотные негры в правительстве ни к чему.
Проходит десять лет и вот уже отставного чиновника британского адмиралтейства активно разыскивают агенты сахарного концерна купившего у правительства Кеймады концессию на все плантации. Теперь Уолкеру требуется найти и уничтожить свое детище используя все доступные методы и вскоре Кеймада оправдает свое историческое название
Критики много писали о удачном синтезе документального с художественным, как об отличительном характере кинопочерка итальянца. В этом фильме это показано в полной мере. Более того чувствуется идеальная пропорция, делающая фильм шедевром, а не обычной поделкой шестидесятых с кучей непрофессиональных актеров к тому же скверно играющих. К тому же исполнитель роли Хосе Долореса, колумбиец Эваристо Маркес, в большинстве сцен не уступал актерскому гению Брандо и смотрелся достойным партнером.
Вердикт: одно из лучших антиколониальных произведений ХХ века.
Почти середина ХIХ века, Антильские острова. Есть среди них и Кеймада, владение Португалии, с несколькими тысячами белого населения живущего в единственном городе и многократно превосходящих их числом чернокожих рабов, вкалывающие на плантациях сахарного тростника — главной агрокультуры и богатства этого аналога Тропико и Анчурии вместе взятых. Само название острова в переводе с оккупант-португальского означает «выжженный», в память об окончательном решении колонизаторами индейско-партизанского вопроса в местных джунглях, обеспечивших себе, тем