Мне всегда импонировали образы крутых и независимых гангстеров, «всегда в центре событий, на первых страницах журнала и сверкающие в криминальных хрониках по телевизору» отъявленные головорезы, которые тем не менее имеют свой собственный неповторимый и узнаваемый стиль, движимые безграничной алчностью и жаждой славы, богатства и самых красивых женщин в этом мире. Чудовища в костюмах приличных и обаятельных людей, которые не остановятся ни перед чем, даже если это грозит им собственной смертью. Там вот представьте себе такого гангстера, а потом добавьте к началу моего абзаца словосочетание «изо всех сил старавшийся казаться» и вы получите героя данной картины — типичного неудачника и позера Вирджила Старквелла, который мечтал стать гангстером, но слывший лишь неудачником. Однако, как это известно, если ты чего-то очень сильно хочешь и идешь к этой цели через любые препятствия и разбивая раз за разом нос, ты чего-то, но добьешься. Так и Вирджил, этот отъявленный преступник, настоящий рецидивист и завсегдатай тюрем, несмотря на все невзгоды и подножки судьбы, в итоге, обретает свою минуту славы и свое место в списке самых знаменитых и известных гангстеров.
Говорят, на желание сыграть и одновременно руководить процессом на сьемках, а также на образ «гангстера-неудачника, который изо всех сил старается быть лучше всех, но терпит крах», молодого Вуди Аллена сподвигли обстоятельства на сьемках «Казино Рояль». Так родился Вирджил Старквилл. Фильм начинается с довольно милых сцен взросления будущего гангстера в которых нам показывают с чего, собственно, и начиналась криминальная жизнь нашего героя, — а начиналась она довольно бурно и эффектно: со слов диктора, ещё до того, как ему исполнилось 25, его разыскивала полиция 6 штатов. В младших классах школы он украл ручку и щупал одноклассниц. А при попытке украсть банку с жвачками, у него ненароком застрянет в ней рука. На фоне всех этих неурядиц, с детства определивших курс нашего героя, просто не могло быть ничего более своевременного и обнадеживающего, чем тот факт, что в жизни нашего героя появляется виолончель и наш герой вдруг зажигается идеей стать великим виолончелистом, за оплату уроков на которой, он — вы не поверите! — тоже ворует! Романтика!
Фильм снят, по большей части, в жанре документального кино, что придает фильму довольно мощный эффект достоверности и реализма. Кажется, что смотришь комедийную документалку, снятую по заказу Федерального Бюро, которая намеренно высмеивает и принижает бурный в то время, всплеск и прирост криминалитета, когда криминальные элементы правили балом, по большей части даже в открытую, особо не стесняясь оживленных улиц и солнечных лучей, не говоря уже о блюстителях порядка, которые сами часто предпочитали лучше пропустить мимо глаз и ушей состоявшиеся у них на глазах актов насилия и нарушения правопорядка, чем получить пулю или остаться инвалидами, а то и вообще оказаться на скамье подсудимых, учитывая связи гангстеров во всех сферах правопорядка. Вирджил, конечно, не принадлежит к числу последних, но тем не менее, имеет свой вес в криминальном мире, с самого детства почерпнув это знание с улиц и трущоб, в которых он родился. Будучи изгоем и аутсайдером даже среди своих, среди испорченной молодежи, он умудрялся проворачивать «дела» и учился во всем полагаться на себя. За что часто и получал по носу полицейской дубинкой и отправлялся за решетку. День за днем, дело за делом, одна ошибка за другой. Жизнь Старквелла походила на сплошной порочный круг до тех самых пор, пока на очередном деле он не встретил Луизу — девушку, в которую влюбляется с первого взгляда.
Этот образ романтизирующего неудачника, который так любит эксплуатировать Аллен в своих фильмах немного отличается от прочих пройдох в его дальнейших фильмах. Тут перед нами предстает абсолютно антисоциальный тип, низкий и лживый, во многом — самому себе. К тому же, туповатый и нескладный. Интеллектуализм здесь как бы повернут в другую сторону, — Старквелл, выражаясь образно, походит на человека, выращенного корнями вверх, а ветвями вниз. То есть, история жалкого, испорченного типа, которого не принимает социум, хотя, если начистоту, который и не стремится вписаться в него, а предпочитает жить на своей волне, создавать и жить в своих собственных мирах, впустив в него лишь одного человека — Луизу, остальных используя лишь как марионеток. Да, Верджил еще и изрядный манипулятор, который якшается с прочим криминальным сбродом и антисоциальными элементами, но ему глубоко плевать на их мысли, их слова и идеи — они нужны ему лишь в крайних случаях, когда одному провернуть дело очень сложно, например — совершить побег с «хорошо охраняемой» тюрьмы и для претворения в жизнь его собственных планов.
Но несмотря на все серые оттенки, с подачи великолепного сценариста и режиссера, на самом деле — это веселая и динамичная кинокартина, которую смотришь с неслезающей с лица улыбкой, и в которой, Вуди Аллен, можно сказать, становится на путь, самолично избранный им самим, а именно на путь интеллектуального и остросоциального, самокритического режиссера-психолога, который своими тонкими психологическими и красочными комедиями и трагедиями радует нас вот уже который год. Начав свой путь в искусстве кинематографа со своего первого самостоятельного релиза в качестве режиссера — с комедии «Что случилось, тигровая Лили?», которую сложно назвать полноценным дебютом, на том основании, что это лишь пародия, переозвученная и немного дополненная парой кадров и саундтреком, а не полноценный фильм, спустя 2—3 года Аллен наконец то делится своим первым самостоятельным и оригинальным фильмом «Хватай деньги и беги», в котором, без сомнений, чувствуется бьющееся сердце и пульс зарождающегося таланта и, в будущем, великого мастера авторского кино и остросоциальной сатиры.
Мне всегда импонировали образы крутых и независимых гангстеров, «всегда в центре событий, на первых страницах журнала и сверкающие в криминальных хрониках по телевизору» отъявленные головорезы, которые тем не менее имеют свой собственный неповторимый и узнаваемый стиль, движимые безграничной алчностью и жаждой славы, богатства и самых красивых женщин в этом мире. Чудовища в костюмах приличных и обаятельных людей, которые не остановятся ни перед чем, даже если это грозит им собственной смертью. Там вот представьте себе такого гангстера, а потом