Думаю, что в кинематографической жизни этого фильма в нашей стране есть две точки отсчёта. До мая 1986 года. И после.
Когда он только вышел на экраны в конце 70- ходов, о нём много писали. Дескать, вот он, жестокий мир капитала. Всё ради денег, ради наживы… Ещё бы, день простоя АЭС в Вентане обходится хозяину энергетического комплекса мистеру Мак Корнику в полмиллиона долларов. Какие уж тут люди! А на то, что в результате аварии станции может сгинуть половина населения Южной Калифорнии — плевать. Мы, конечно, тогда все были солидарны. Да, звериный оскал империализма.
А потом — чернобыльские события. И этот фильм с экранов как-то сразу исчез. Правильно, зачем резать по живому, народ понапрасну, будоражить. И так всем тяжело. И получалось вроде как-то так: они нас всех предупреждали ещё девять лет назад. Мы тыкали им: «правильно, только у вас, проклятых буржуев, такое возможно». А, потом сами же на это самое и напоролись.
О «Китайском синдроме» вспомнили совсем недавно. Когда под городком Неман в Калининградской области решили построить очередную АЭС. Вся Европа стала на дыбы. А по Калининградской области прошла волна протестных демонстраций. Особенно, когда стало известно, что один из выигравших в конкурсе подрядчиков на строительство АЭС имеет уставной капитал в 10 тысяч рублей, а раньше где-то в Подмосковье занимался… выпечкой пирожков. Ситуация покруче, чем в «Китайском синдроме» — там подрядчик «всего лишь» подделал рентгеновские снимки дефектоскопии сварных швов реактора. Но люди, заинтересованные в этой АЭС стали проводить по всей Калининградской области конкурсы детских рисунков «Мирный атом». И рассказывать, мол, как это хорошо. А отходы от деятельности АЭС — так они совсем безвредны для населения. Чем закончилась эта история? Под напором общественности и отказа европейских стран покупать «атомную» электроэнергию, строительство опасного объекта в начале 2014 года было остановлено. Я всё задаю себе вопрос, а видели ли инициаторы строительства Балтийской АЭС, их семьи, жёны, дети и внуки эту прекрасную ленту Джеймса Бриджеса «Китайский синдром»?
Теперь о самом фильме… Яркое актёрское трио — Леммон — Фонда — Дуглас. Снят он в форме репортажа. Без характерных для остросюжетного кино перестрелок, драк, умопомрачительных погонь. Здесь — характерная для середины прошлого века манера монтажа — с длинными по 20—30 секунд законченными планами. Нет этого так модного ныне «клипового» мельтешения с длиной плана в 1,5 секунды. Но менее напряжённым и интересным это фильм не делает. Обратите внимание, заключительные титры идут под закадровую гробовую тишину. А самый первый и последний план киноленты — это телевизионная цветовая заставка.
О чём этот фильм? Не только об опасности использования АЭС (тем более, сейчас для Америки и, особенно, Европы эта тема не столь актуальна — там повсеместно ставят ветряки, солнечные батареи и прочие альтернативные источники получения электроэнергии). Это фильм о гражданской позиции. И способности к самопожертвованию ради других. А ещё о настоящих журналистах. Хотя, может, всё это звучит и немного высокопарно. Но при всей «документальности» «Китайского синдрома», это ещё и очень эмоционально сильное кино. И имея даже самые крепкие нервы, трудно удержаться от того, чтобы не дать волю своим чувствам. Особенно, в финальных сценах фильма. Когда на глазах главных героев — слёзы. И ком подкатывает к горлу… Отличное кино!
10 из 10
Думаю, что в кинематографической жизни этого фильма в нашей стране есть две точки отсчёта. До мая 1986 года. И после. Когда он только вышел на экраны в конце 70- ходов, о нём много писали. Дескать, вот он, жестокий мир капитала. Всё ради денег, ради наживы… Ещё бы, день простоя АЭС в Вентане обходится хозяину энергетического комплекса мистеру Мак Корнику в полмиллиона долларов. Какие уж тут люди! А на то, что в результате аварии станции может сгинуть половина населения Южной Калифорнии — плевать. Мы, конечно, тогда все были солидарны. Да, з