Christian Johann Heinrich Shared publicly - 2015-08-26T12:09:00Z
«Клуб женщин» — глубокий, недооцененный фильм. Я думаю, что, по большому счету, он о бремени свободы. Все мечтают о ней, но мало кто способен быть свободным. Для подавляющего большинства остаться наедине с самим собой — самое страшное, что может случиться в жизни.
Героини, выйдя на пенсию, освободившись от бремени ежедневных походов на службу, тут же по доброй воле становятся рабынями Майи, которая агрессивно навязывает им свое представление о том, что нужно делать. Но опытная плановичка многого не учла, составляя планы на новую жизнь. Ломать — не строить: старое зачеркнуто, но новое не складывается. Все женщины опутаны такими путами, которых не разорвать, их мучают одиночество, пустота и все та же несвобода.
Сама восставшая против рутины Майя — раба бездельника-сына, который находится на ее содержании; мало того, она ищет и находит еще одно ярмо — бездельника-мужа. Все героини — рабы семьи, в которой только мужчины и дети делают, что хотят, но за чужой счет, женщины же вынуждены приспосабливаться к желаниям других, жертвуя собой, своими мечтами и своей свободой. В этой ситуации среднее арифметическое желаний всегда рассчитывается с расчетом того, что желания женщины равны нулю.
Все свободные герои фильма свободны за чужой счет, а все несвободные спешат подставить шею. Незамужние, крайне низко оценивая мужчин, стремятся замуж, подальше от своей свободы, и, кажется, даже такие, как Майя, неспособны быть счастливыми без партнера. А мужчины? Они завидуют Кириллу, который живет как птица небесная и умеет оставаться свободным в браке, но никто не хочет с ним поменяться. Словом, все запутанно, не понять, где границы свободы и несвободы, нужна ли вообще воля, если нет денег на то, чтобы посмотреть мир, если настоящая жизнь приходит тогда, когда нет уже здоровья ею воспользоваться, если в принципе не можешь жить, когда тяжелые сумки не оттягивают руки.
Это фильм еще и о той пугающей черте, которая отделяет активную жизнь от периода, который социологи называют страшным словом «дожитие». Приходит освобождение от рутинных походов в контору — и с ним приходит понимание, что больше ничего не будет, что свободным быть хорошо в молодости, а не на склоне лет на жалкой пенсии, когда все перебивает мысль о том, как унять боль в ногах. Но в молодости свободы тоже нет — нужно делать карьеру, зарабатывать и содержать семью… Хотя новое поколение так не считает, и в фильме это четко обозначено. Это первое предвидение: грядет новый мир, в котором многие устроятся так, чтобы не сидеть на службе с девяти до шести.
Фильм очень интересно закольцован. Конец — зеркальное отражение начала: героиня приходит к тому, от чего уходит, символ ее жизни — холодная, пустая улица. А если вспомнить, что очень скоро развалится страна, в которой все так понятно и хорошо организовано… От этой самой заорганизованности — что хорошо подчеркнуто в сценах жизни конторы, где работает Майя, — героиня так хочет убежать, не зная, что на смену скоро придет хаос, умрет страна, сгорят сбережения, наступят нищета и безнадега, и уже не будет сил держаться на плаву. И это второе предвиденье. Наступит время вожделенной свободы, в котором для таких, как Майя, останутся лишь воспоминания о том, какой защищенной была та рутинная жизнь… и о том, как она ездила в ГДР.
Вот отчего так грустно смотреть фильм «Клуб женщин», который, наверное, будет скучен и непонятен людям молодым и свободным.
«Клуб женщин» — глубокий, недооцененный фильм. Я думаю, что, по большому счету, он о бремени свободы. Все мечтают о ней, но мало кто способен быть свободным. Для подавляющего большинства остаться наедине с самим собой — самое страшное, что может случиться в жизни. Героини, выйдя на пенсию, освободившись от бремени ежедневных походов на службу, тут же по доброй воле становятся рабынями Майи, которая агрессивно навязывает им свое представление о том, что нужно делать. Но опытная плановичка многого не учла, составляя планы на новую жизнь. Лома