Мир расколот пополам, и трещина проходит через сердце поэта, — писал великий Генрих Гейне, так же и душа каждого из нас — это своеобразное поле битвы между силами добра и зла. И, человек, обладая величайшим даром, свободой воли, либо пропускает внутрь себя, либо отвергает обстоятельства и «окружающие его картинки», и решает, сможет ли благо (худо) пройти на землю через него. А если происходит второе, на чаше весов жизни оказывается неподъемная сила совести «говорящая» в индивиде, с которой бороться не представляется возможным. Лишь один путь возможен. Искупать грехи свои здесь и сейчас.
Картина Ланы Гогоберидзе несет трезвый, я бы даже сказала, суровый взгляд на такие негативные явления жизни, как мещанство, корысть, бесстыдство людей. Нравственный максимализм — тот критерий, которым судит режиссер своих героев. В фильме «Когда зацвел миндаль» отец Зуры (блистательный Давид Абашидзе), оказавшись в ловушке собственных убеждений, теряет родственные нити и с женой и с сыном. Все трое живут в своем замкнутом мире. Глава семьи — диктатор, супруга — безмолвная домохозяйка, их отпрыск, добивающийся успехов в спорте, предстает перед зрителем человеком с низменными качествами (цинизм и высокомерие), противные природе любви, также он преисполнен сарказмом в отношении родителей, возвышает себя в кругу сверстников.
Об этой картине не скажешь: смеясь, человечество расстается со своим прошлым. Лана Гогоберидзе, которая пришла в кино через поэзию и имеет звание кандидата филологических наук, запечатлела черно-белый визуальный ряд весеннего цветения кустарников миндаля, символизирующий юность и девственность подрастающего поколения. Миндаль очень быстро плодоносит, и это можно расценивать как некий «намек» автора на скорую расплату за безответственность и низость поступков. И вот уже персонаж ленты оказывается на перепутье: свалить свою вину на погибшего (ранее влюбленного в его же любимую девушку) или прислушаться к кричащему голосу разума, стать зрелым…
Посмотрев эту тонкую остропсихологическую драму, остается лишь определиться, кем мы хотим быть в глазах наших близких: порядочными либо аморальными личностями. И ответить с главными героями на вопрос: «Считаете ли вы, что для достижения цели хороши любые средства и совесть в этом только помеха?»…
Над картиной работали: композитор Гия Канчели, написавший музыку к кинофильмам «Мимино», «Не горюй!», «Слезы капали», о ком Мстислав Ростропович говорил, что в этом человеке, сосредоточено лучшее, что есть в Грузии и которым восхищались Георгий Данелия и Сергей Параджанов. Лана Гогоберидзе — заметный представитель плеяды самобытных режиссеров Грузии советского периода. Зураб Кипшидзе, родившийся в семье с поистине актерской родословной и ставший знаменитым именно после роли Зуры. Додо Абашидзе — талантливый характерный актёр, владеющий всеми гранями киномастерства. И другие.
9 из 10
Мир расколот пополам, и трещина проходит через сердце поэта, — писал великий Генрих Гейне, так же и душа каждого из нас — это своеобразное поле битвы между силами добра и зла. И, человек, обладая величайшим даром, свободой воли, либо пропускает внутрь себя, либо отвергает обстоятельства и «окружающие его картинки», и решает, сможет ли благо (худо) пройти на землю через него. А если происходит второе, на чаше весов жизни оказывается неподъемная сила совести «говорящая» в индивиде, с которой бороться не представляется возможным. Лишь один путь во