Грузовая машина на улице сбивает пешехода, переходящего дорогу, после чего скрывается с места происшествия. Пострадавшим оказывается главный инженер американской фирмы "Макерт", занимающейся нефтяными разработками, Йозеф Барлоу. Навестить его в больницу приходит Нергеш, контролер производственного отдела "Макерт". Нергеш был направлен на работу в американскую фирму министерством промышленности, которое было обеспокоено продолжающимся падением производства на промыслах. На предприятии Нергеш почувствовал к себе враждебное отношение руководства фирмы. Между тем делом Барлоу заинтересовался майор госбезопасности Будаи, считающий, что инженера пытались убить. Выяснилось, что с места происшествия пропал портфель инженера, который был при нем, с планами бурения новых скважин. В это же время для координации шпионской деятельности в Будапешт прилетает из США мистер Делтон, директор "Макерта". Созданная в 1938 году американская фирма "Макерт" тесно сотрудничала с фашистским режимом в Германии, просто заливая нефтью "военную машину" Гитлера, самолеты которой летали на американском топливе. Теперь же американские империалистические агенты занимались на венгерских предприятиях саботажем и диверсиями. Они считали венгерские нефтяные промыслы своей колонией, "колонией под землей". Но Департамент государственной безопасности Венгрии (AVH) с помощью советского специалиста Гусева, бывшего военного, разоблачает шпионов и в результате национализирует частные нефтяные промыслы. В картине "Колония под землей" была показана подлинная история (в ее основу положены материалы показательного судебного процесса), рассказывающая о национализации нефтепромыслов в Лишпе.