« Жили мы не зря, были как зоря — в небе победно горя!» (с)
Поскольку второй фильм про юных героев Гражданской Войны — неуловимых мстителей пришёлся публике столь же по душе, что и первый (прокатные рейтинги были даже выше), на киностудии «Мосфильм» было принято решение снять третий фильм, которым можно было бы окончательно закрыть серию. Режиссёром вновь стал Эдмон Кеосаян, а вот его помощником в написании сценария третей серии стал Александр Червинский. Помимо сценариста сменился и оператор. Фёдора Добронравова сменил Михаил Ардабьевский (благодаря его техническим ухищрением, сцены с Эйфелевой Башней вполне достоверны, ровно как и улицы «эмигрантского» Парижа). Писать музыку для третьего фильма согласился тот же Ян Френкель, только на этот раз он ещё и сыграл небольшую роль — француза с русскими корнями, который помогает героям в трудную минуту. Из «стариков» проекта вернулись почти все: Армен Джигарханян (штабс — капитан Овечкин), Ефим Капелян (атаман Бурнаш), Аркадий Толбузин (полковник Кудасов), и некоторые эпизодические актёры из предыдущего фильма. Ну и разумеется неуловимых вновь сыграли, заметно подросшие Виктор Косых (Данька), Михаил Метёлкин (Валерка), Василий Васильев (Яшка — цыган) и Валентина Курдюкова (Ксанка). А среди новеньких это: Владислав Стрижельчик («князь» Норыжкин), Ролан Быков (лысый «император»), Владимир Белокуров (лохматый «император»), Андрей Файт (месье Дюк) и Людмила Гурченко (певичка из ресторана). В том числе несколько эпизодических, весьма ярких персонажей сыгранных неизвестными артистами: старик на теплоходе, дама с попугаем, индус, кровожадный фотограф (разве можно забыть его «-Ай момент, господа!»), сестра милосердия, одесский вор проживающий на чердаке, занудный экскурсовод и шустрый брюнет сыгранный самим Эдмоном Кеосаяном (в крохотной роли засветился и его сын — будущий режиссёр Тигран Кеосаян).
Каскадёрские трюки стали ещё более лихими: стало больше драк (в которых уже появилась кровь), снова скачки на лошадях, прыжки по вагонам мчащегося поезда и с поезда на встречный поезд (эпизод, в котором отчаянная Ксанка преследует похитившего корону Овечкина), перестрелки и даже взрывы! Ставил всё это великолепие будущий режиссёр отечественных боевиков 90-ых, Михаил Туманишвили. Саундтрек ленты состоящий из героических мотивов, старорусских песен и озорных куплетов героини Гурченко — на текст Роберта Рождественского («Надо к счастью быть по ближе, и любви; не в России так в Париже, се ля ви!»). Операторская работа по прежнему очень хорошая и изобретательная, а старательные художники смогли (вероятно где то в Таллине) загримировать улицы под парижские начала 20-ых. Видно, что бюджет картины сильно вырос: много старинных автомобилей, автобусов, горящих разноцветными лампочками витрин, много массовки одетой в элегантную европейскую одежду. Да и декораций стало значительно больше. Часть сюжета разворачивается на большом теплоходе, где режиссёр выдал целый каскад экшена: лазанье по мачтам, прыжки с высоты в воду, перестрелки и рукопашные схватки. Сценарий стал толще, прибавилось локаций и приключений, это сказалось и на хронометраже ленты. На этот раз фильм вышел двухсерийным. Видно, что авторы и сами исполнители главных ролей хотели продлить прощание с полюбившимся проектом, ставшим самым успешным в их карьерах.
Сюжет повествует о том, как в первые мирные годы советской власти, чекисты узнают о том, что бывшие белогвардейцы — эмигранты: Овечкин, Бурнаш и Кудасов захотели вернуться из заграницы в Россию. Что бы выяснить, что именно эти молодчики замышляют, ЧК приставило к ним слежку — наших старых знакомых: Даньку, Валерку, Яшку и Ксанку. Друзья выяснили, что их «приятели» намереваются выкрасть государственную реликвию — Большую Императорскую корону, которой на трон короновались все русские монархи, начиная с Екатерины Второй! И несмотря на всю бдительность и слежку, преступникам удаётся похитить музейный экспонат. Поэтому друзья отправляются в Париж, так как эмигрантские газеты объявили о коронации наследника российского престола. Им должен стать один из двух скандализованных претендентов, которые постоянно привлекают к своим персонам внимания баламутя общественность Парижа и русскую бело — эмиграцию. Начальник ЧК Смирнов понимает, что за всем этим стоит его идейный противник — богатый капиталист месье Дюк, который приехал в Россию и требует организовать для иностранной прессы экскурсию по музею, в котором хранятся все царские сокровища страны, по утверждению иностранцев — давно разворованные и распроданные большевиками. Что бы избежать громкого скандала порочащего советскую власть, неуловимым нужно разыскать и вернуть украденную корону…
Если отбросить по неволе проявляющийся скепсис относительно прошения о разрешении вернуться на родину, такими отъявленными врагами советской власти (их некогда бы не пустили, а если бы и пустили назад, то только для того, что бы расстрелять), то фильм здорово развлекает как остросюжетная, приключенческая картина. В третьем фильме вчерашние подростки — красноармейцы превратились в крепких, опытных молодых чекистов. Особенно это заметно на Яшке — его облик стал суровым и гордым, в отличии от босоногого цыганёнка из первого фильма. Ксанка так же превратилась из пацанки в симпатичную девушку, а чёрная кожаная форма с красным платком ей идёт невероятно! Занятно было видеть превращение Даньки в европейского джентльмена — во время их с Валеркой командировки в Париж. В фильме много смешных и запоминающихся эпизодов. Например бой с басмачами, пытавшимися подорвать поезд, на котором везут хлеб голодающим Поволжья. Или побег из тюрьмы Норыжкина вместе с Яшкой — выдающим себя за уголовника. Так же запоминается аттракцион «русский самоубийца» на Эйфелевой Башне, и финальная схватка с бандитами на круизном теплоходе «Глория».
Хотя фильм кончается многоточием, песня традиционно уезжающих верхом на встречу восходу ребят, говорит о том, что этой песней неуловимые мстители прощаются с полюбившими их за прошедшие пять лет зрителями. Они ушли, но навсегда остались в сердцах зрителей одними из самых ярких героев за всю историю советского кинематографа.
10 из 10
« Жили мы не зря, были как зоря — в небе победно горя!» (с) Поскольку второй фильм про юных героев Гражданской Войны — неуловимых мстителей пришёлся публике столь же по душе, что и первый (прокатные рейтинги были даже выше), на киностудии «Мосфильм» было принято решение снять третий фильм, которым можно было бы окончательно закрыть серию. Режиссёром вновь стал Эдмон Кеосаян, а вот его помощником в написании сценария третей серии стал Александр Червинский. Помимо сценариста сменился и оператор. Фёдора Добронравова сменил Михаил Ардабьевский