Потому что нельзя, потому что нельзя,
Потому что нельзя быть на свете красивой такой.
Фильмы Ким Ки Дук — они как наркотик, «подсев» на них очень трудно оторваться, ты знаешь, что будет: Страшно. Больно. Жутко. Местами к горлу будет подкатываться тошнота от омерзительности происходящего на экране, или захочется выть от безысходности, и одиночества, проникнувшись страданиями героев. Иногда душу будет выворачивать наизнанку, а сердце обдавать пламенным жаром, одновременно сжимая его ледяной рукавицей. Местами можно почувствовать, как эти фильмы заставляют проснуться звериные инстинкты, самые мрачные и невероятные мысли, так долго и уютно дремавшие в самых глубинных окраинах сознания. Но всё равно, один раз познав их силу, отказаться от просмотра его работ уже невозможно. Даже если не нравится; не понятно; не так, как хотелось бы, они тянут магнитом, погружая в себя зрителя как в тёмный влекущий омут. И зритель будет знать, что ждать чуда совершенно бесполезно. За «чудом» не сюда, оно не за этой дверью. Если зритель ищет длинных монологов о страдании, о внутренних переживаниях — не дождетесь, до всего надо доходить самим, понять, прочувствовать, докопаться до сути. Однажды в интервью Ки Дука спросили «Почему ваше кино столь молчаливое?». Ки-Дук ответил рассудительно и мудро, как и следует великому режиссеру: «В жизни люди болтают без умолку, но в кино я хочу показать, как герои действуют, а не говорят. Пускай они делают это только в случае крайней необходимости. Ведь кинематограф дает много других средств раскрыть сюжет и показать эмоции: это музыка, цвет, свет, игра актеров».
«КРАСИВАЯ». К этому фильму как нельзя лучше подходят слова самого режиссёра; «Картина не может содержать в себе фильм, но фильм может содержать в себе множество картин». С самых первых минут создается впечатление, что каждый кадр это отдельная картина, восхваляющая женскую красоту. Грациозный изгиб шеи, пронизанные солнечными лучами пряди волос, сияющие глаза — и перед нами готовая картина. Соблазнительные полуприоткрытые мягкие губы, полунаклон головы, опущенные глаза — новая картина. Или сидящая спиной обнаженная женщина, чьи невероятно гармоничные линии нежного тела притягивают восхищенные взгляды, плавно скользящие за этими соблазнительными изгибами, переходя от стройной спины к нежным округлостям высоких бедер, впитывая в себя их мраморную белизну. Глядя на эти кадры, невольно вспоминаются бессмертные творения Рафаэля, Тициана, Ренуара, Караваджо. Умело подобранные картины в интерьере завершают эту атмосферу красоты и эротичности. Не случайно Ки Дук несколько лет изучал живопись в Париже, он, как никто другой сумел передать красоту, естественность позы, непринужденность обнаженной натуры, чистоту и непорочность наготы свойственную кисти знаменитых художников. Восхищением перед женской красотой, благоговением и преклонением пропитаны первые минуты фильма. Это не просто восхищение пухленькими губками, красивыми глазками да длинными ножками. Нет. Это восхищение Женщиной, как венцом творения божьем, самым лучшим и прекрасным, что есть в этом мире.
А дальше? А то я всё о Женщине, да о прекрасном. Когда начнётся всё то, о чём говорилось в самом начале рецензии, где те ужасы и мерзости, так свойственные мастеру?
Не расслабляйтесь. Очень скоро. Кто-то сказал, «Бог создаёт Женщину прекрасной, чтобы мужчина смог её испортить». Вот об этом и пойдет речь далее. И как нельзя лучше прологом к последующему повествованию послужат слова песни группы «Белый орёл», прошедшие лейтмотивом через весь фильм. Нет, ни знакомой до боли мелодии, ни этих слов в фильме вы не услышите, но они каждый раз будут всплывать в вашей памяти.
Потому что нельзя быть на свете красивой такой.
Фильм поднимет ряд неразрешенных и болезненных для общества вопросов, заставляя зрителей то вставать на сторону главной героини, то осуждать её, презирая её поступки, и стараясь психологически отгородиться от подобной ситуации. Порицать мужскую часть населения за их похоть, показанную режиссером во всей своей неприглядной омерзительности и одновременно упиваться в самой глубине души потаённой мысли, какую власть, мы женщины, имеем над мужскими сердцами.
И почему-то вспоминается нашумевший в своё время роман «Парфюмер», последние страницы, как духИ, сотворённые из тел девственниц лишил разума сотни людей, так и здесь, притягательность девственницы лишала разума видевших её всех без исключения представителей сильного пола. Холодная женщина, смотрящая на мужчин с высоты своей чистой, девственной, нетронутой грубой мужской рукой красоты. Упоённая своей непревзойденностью, и способностью сводить мужчин с ума. Гордость за свою внешность, переходящая в гордыню, восьмой смертный грех. А раз грех, то наказание неминуемо настигнет несчастную жертву. И будет ужасным, и заставит возненавидеть эту самую проклятую красоту. И изуродует как душу, так и тело.
Но как ни старалась героиня, красота тела вроде никуда особо не делась, почему она перестала быть такой маняще привлекательной? В чём был секрет? Что стало с душой, изорванной в лохмотья?
А что насильник, тот, что повернул этот страшный маховик, приведя в действие колесо судьбы, его уже не остановить, кто ещё попадет под его бесстрастный круговорот? Сколько жертв потребуется на этот раз, что бы его остановить?
Кто виноват? Жертва? Насильник? Красота?
Кто виноват, что всё сложилось именно так?
Или это неизбежный ход жизни, так случилось, по тому, что так дОлжно было случиться? И только так, а не иначе?…
Режиссер как всегда не даёт ответов, предлагая зрителям найти их самим.
Дать оценку поступкам, разобрать причины и следствие, сделать выводы.
Вот только имеем ли мы, зрители, право кого-то судить?
А уж смотреть или нет фильмы этого режиссера, тем более сказать или что-либо советовать невозможно, каждый решает для себя сам. Только как показывает практика, они больше подходят зрителям «за…», или с определенным жизненным опытом за плечами, иначе будет; непонятно, скучно, герои будут казаться странными и озабоченными.
И заканчивая рецензию, я задумалась, а были ли герои «озабоченными» или имели ли какие-либо сексуальные отклонения? А ведь вся правда жизни в том, что НЕТ, все они нормальные, здоровые, абсолютно среднестатистические мужики (про работников морга, правда не совсем понятно). Теряли они голову просто от её красоты, теряли, позволяя вырваться наружу первобытным инстинктам самца, привлеченного лучшей самкой, просто и банально, и всё…
Потому что нельзя, потому что нельзя, Потому что нельзя быть на свете красивой такой. Фильмы Ким Ки Дук — они как наркотик, «подсев» на них очень трудно оторваться, ты знаешь, что будет: Страшно. Больно. Жутко. Местами к горлу будет подкатываться тошнота от омерзительности происходящего на экране, или захочется выть от безысходности, и одиночества, проникнувшись страданиями героев. Иногда душу будет выворачивать наизнанку, а сердце обдавать пламенным жаром, одновременно сжимая его ледяной рукавицей. Местами можно почувствовать, как эти