Помню, когда этот фильм как-то показывали по «культуре» я пошла его смотреть в первый раз по принципу «фильм с Визбором про Арктику, надо глянуть разок для галочки». Я не знала тогда, что буду несколько раз его пересматривать, покажу его с восторженными комментариями куче народу, а для меня и моих друзей он станет «нашим» субкультурным фильмом и источником бесконечного числа тем для разговора.
Мне непонятны претензии по поводу того, что в фильме есть расхождения с реальностью. Да есть, но это художественное произведение, которое на документальность никогда и не претендовало, поэтому здесь важно не дословное воспроизведение того, что было на самом деле, а следование внутренней логике произведения, а эта внутренняя логика в фильме не нарушается, так что всё норм. Даже полностью вымышленная, по личным причинам в сценарий вписанная, линия Мальмгрем-Валерия ложится сюда как влитая — а это признак мастерства.
Но мне всё же интереснее не романтическая линия, а та, что про ответственность командира, совесть и память. Неудачная экспедиция Нобиле — идеальный повод для подобной дискуссии на этические темы. Это, кстати, ещё одна причина, по которой мне наплевать, насколько точно фильм отражает реальную историю Нобиле, потому что она только повод для рассуждений о морали. И я не согласна, что здесь нет положительных и отрицательных героев, они ещё как есть, потому что они просто элементы модели этической ситуации, а, значит, некоторая одномерность героев необходима. И модель в результате получилась хорошая. Я принимаю этическую позицию авторов фильма, пусть и с небольшими оговорками: Дзапи я бы не доверила не только роль помощника в экспедиции по городскому парку, но и собственную экспедицию, даже по тому же парку. Буря и натиск Дзапи, его инициативность и непонимание того, что надо не просто решительно бороться, но и хотя бы немножечко разбираться в том, что делаешь, привели к гибели другого человека. Поэтому моим фаворитом с первого просмотра был радист Бьяджи, дисциплинированный, умеющий работать в коллективе, не тянущий одеяло на себя. Бьяджи не заметны, не так прекрасно-романтичны как Мальмгрем, но они необходимы любому коллективу.
А в целом я люблю этот фильм за его божественную атмосферу неотпускающей реальности прошлого, за эту возможность представить собственную старость, когда легенды прошедших десятилетий, десятилетий твоей молодости, будут реальнее шумного города за окном. «Спи в пижаме и думай о великих делах века» — благо ни Нобиле, ни Амундсен не были зрителями в этих делах, а сами активно участвовали во многих из них.
А ещё этот фильм примиряет меня с Михалковым. Да, тут он тоже немного позирует и любуется собой, но здесь это самолюбование заслуженно, он действительно великолепный лётчик, да и здесь этого самовлюблённого барства совсем чуть-чуть, гораздо больше юношеского задора.
Но самое главное для меня в «Красной палатке» — это то, как восхитительно она снята. Обычно для меня содержание важнее формы, но в таком красивом фильме можно говорить о любой чуши, и он всё равно будет прекрасен, здесь же содержание и форма удивительно гармоничны, что делает фильм совсем неотразимым. Музыка Зацепина идеально ложится на этот видеоряд, на настроение фильма, на его философию. Когда-нибудь я решусь и посмотрю итальянскую версию «Красной палатки» с музыкой Морриконе, но я даже не знаю, какую музыку он должен был написать, чтобы она могла сравниться с зацепинским шедевром. Прекрасны бескрайние арктические просторы, холодные, пугающие и манящие. Прекрасны, даже на общем божественном фоне, отдельные эпизоды: улетающий дирижабль и люди на нём, протягивающие руки к тем, кто остался на льдине, думающие, что они счастливчики, которые спасутся, а те, выпавшие на льдину, погибнут; парящий в ярко-голубом небе воздушный змей-антенна и Колька-радист на колокольне; и он же, плачущий на разведённом мосту над уплывающим без него «Красиным» — если б не знала, что он действительно опоздал на ледокол, обвинила бы режиссёра в утончённом садизме. И, конечно, финал, который один мог бы оправдать существование этого фильма, — срывающиеся в океан айсберги под музыку Зацепина, одна из самых красивых и волнующих сцен во всей истории кино.
10 из 10
Помню, когда этот фильм как-то показывали по «культуре» я пошла его смотреть в первый раз по принципу «фильм с Визбором про Арктику, надо глянуть разок для галочки». Я не знала тогда, что буду несколько раз его пересматривать, покажу его с восторженными комментариями куче народу, а для меня и моих друзей он станет «нашим» субкультурным фильмом и источником бесконечного числа тем для разговора. Мне непонятны претензии по поводу того, что в фильме есть расхождения с реальностью. Да есть, но это художественное произведение, которое на документа