'-Надо жить опосредованно, через себя.» (с)
После того, как в Америке сняли масштабную киноленту о жизни и работе Джона Рида — выдающегося публициста и военного журналиста — коммуниста, который был горячим сторонником Большевистской Революции и другом самого Ленина; у нас решили дать Голливуду достойный ответ. Советское кинопроизводство отличалось неограниченными ресурсами, к тому же не боялось коммерческого провала картины — ведь финансировалась она на государственные, а не на частные капиталы, как фильм Уоррена Битти. Одним словом, советское правительство постановило перед своими киношниками — снять ещё более масштабную киноленту об американском коммунисте Риде. Взвалили эту задачу на плечи выдающегося режиссёра, мастера Большого Стиля и оскароносца — Сергея Бондарчука. Которому даже пришлось ради этой работы отложить создание давно вынашиваемой им экранизации пушкинского «Бориса Годунова».
Располагая огромными средствами, Бондарчук решил показать жизнь автора «10 Дней…» более масштабно, уделив много времени на его поездку в охваченную гражданской войной Мексику. Таким образом, картина разрослась до двух серий: в первой рассказывалось о революции в Мексике, а во второй про большевистский переворот в революционном Петрограде. Название первой серии говорит само за себя — «Мексика в Огне». Время действия — 1913 -ый год. Западная пресса нечего толком не знает о предводителях вооружённого мятежа в Мексике, поэтому солидное американское издание решает командировать туда своего соотечественника. Им оказывается — молодой и жаждущий писать о настоящей жизни, начинающий писатель Джон Рид (Франко Неро), который прославился своими крайне левыми статьями в газетах, которые критикуют политику капиталистов. Оставив свою богатую возлюбленную — Мэйбл Додж (Урсула Андресс), которая страстно противиться его отъезду, желая оставить любовника подле себя, и что бы тот писал книги а не статейки для газет и журналов. Приняв давно ожидаемое предложение, Рид едет в охваченную войной Мексику… Сценарий написан таким образом, что предыстория взаимоотношений Рида и Мэйбл разворачивается флэш — бэками, в воспоминаниях героя. Который уже находится в эпицентре событий, успев познакомится с лидерами народного восстания. Один из них — Панчо Вилья (Эраклио Сепеда), даже удостоит американца личной аудиенции. Он расскажет о том, что стремится побыстрее закончить гражданскую войну, что бы люди не успели к ней привыкнуть. Когда настанет мир — в стране начнут строить больницы и школы для бедняков, сократят рабочие часы и у людей появится много свободного времени для учёбы и развлечений. Одним словом — показывают нам плакатно — книжного героя, каким его видели мексиканские крестьяне. О полутонах персонажа и речи нет, поэтому для тех, кто желает увидеть более живого Панчо Вилью — лучше обратить внимание на одноимённую ленту 2003 -ого года, с Антонио Бандеросом в главной роли. Или, на худой конец — посмотреть серию «Осенние Приключения» из цикла «Приключения Молодого Индианы Джонса», в которой судьба заносит студента Инди в революционную Мексику, и он проводит много времени в повстанческой армии генерала Вильи. Пока с его глаз не спадает романтическая пелена, и он принимает решение покинуть борцов за свободу и возвратиться а Америку…
Зная о своих сильных сторонах, Бондарчук пытается произвести впечатление на зрителя воссозданием на экране батальных сцен. Его постоянный оператор Вадим Юсов — вновь изобретательно и масштабно снимает военные действия: грохот рвущихся вдалеке снарядов, огонь, взрывы перестрелки, сотни трупов и тысячная массовка изображающая солдат и повстанцев, военная техника и лошади — всё это выглядит убедительно на экране. А сама история, не смотря на выбранную поэтичность в манере повествования о борьбе за свободу Мексики — не кажется затянутой. Героя окружают много персонажей, он вместе со зрителями погружается в культуру мексиканского народа. Показано не только как революционеры сражаются, но так же, как они отдыхают. Запоминающаяся сцена, в которой «нищая» армия заняла огромную виллу, и солдаты бродят по хозяйству богача изумляясь роскоши жилища. Устраивают там танцы и засыпают прямо на полу, устав от танцев и выпивки. Кстати, местные солдаты при встрече с Ридом, проверяют «гринго» — заставив выпить чуть ли не бутылку текилы! Показав жизнь в военном лагере повстанцев, а так же дав одному из солдат рассказать о себе, сюжет делает кульбит показав сражение с войсками правительства, во время которого Джон Рид вынужден спасаться бегством. Пережив переход через пустыню, сумев спастись — он вскоре примыкает к другой группе воюющих крестьян, среди которых находятся и некоторые из знакомых героя, так же сумевших пережить прошлое сражение. Тогда то героя и представляют Панчо Вильи, после беседы с которым Рид загорается идеей написать большую книгу о гражданской войне в Мексике.
Исполнители на разные роли подобранны интернациональные, диалоги ведутся на английском, испанском и русском (когда герой попадает в Россию). Ведущие роли отданы иностранцам, главную играет Франко Неро, которого после обаятельного Уоррена Битти, если честно, как то нелегко воспринимать в качестве Джона Рида. В отличии от Рида — Битти, Рид — Неро более суровый, замкнутый и серьёзный. Его частной жизни уделено не так много времени как в «Красных». Хотя, Бондарчук взяв на роль его любовницы — миллионерши Мэйбл Додж прошлую секс — бомбу Урсулу Андрес, всё же покажет одну постельную сцену с ней и Неро… Отличается первая серия от второй ещё и тем, что писали музыку разные композиторы. Для «Мексики в Огне» — саундтрек сочинил Хоакин Гутьеррес — Эрас. Точно так же, Бондарчуку помогал в написании сценария к первой серии — мексиканец Антонио Саггера. В целом мы имеем большое историко — революционной тематики полотно, столь любимое партийным начальством. Поэтому, не удивительно присуждению картины ряда государственных премий, а так же восторженные отзывы советских и про — советских критиков, находящихся (как бы сейчас сказали) у них «на зарплате». Для фильмографии Бондарчука, автора таких сильных и замечательных картин как: «Судьба Человека», «Они Сражались за Родину…», «Война и Мир» — данный фильм вовсе не обязателен. Впрочем так же, как и спродюсированный Дино Де Лаурентисом исторический эпик «Ватерлоо». Однако в откровенный провал его так же не занесёшь. Но и гордится тоже нечем. Видно, что режиссёр не горел данным материалом — а его просто назначили… «Красные Колокола» — это конъюнктура? Разумеется. Зато качественно сделанная, которую можно даже разок с интересом посмотреть. А сегодня, мы даже разучились грамотно делать даже такое вот, чисто «заказное» кино.
'-Надо жить опосредованно, через себя.» (с) После того, как в Америке сняли масштабную киноленту о жизни и работе Джона Рида — выдающегося публициста и военного журналиста — коммуниста, который был горячим сторонником Большевистской Революции и другом самого Ленина; у нас решили дать Голливуду достойный ответ. Советское кинопроизводство отличалось неограниченными ресурсами, к тому же не боялось коммерческого провала картины — ведь финансировалась она на государственные, а не на частные капиталы, как фильм Уоррена Битти. Одним словом, советск