Постер «Красного гаоляна», его растиражированное «лицо» не скажет вам о фильме то, что вы должны о нём знать.
Драматическое изображение, выполненное в стилистике национального сопротивления японской оккупации и подходящее фильмам военного жанра, скорее служит для отвода глаз цензуры. Серый постер скрывает неожиданно красочную художественную реальность. Реальность эта написана не жалея цвета, крупными, густыми, щедрыми мазками, магическими красными строками Мо Яня, кровью, слезами и потом, но это кино не о войне, не о народе, а о страстях и счастье и горе человеческом. А ещё о достоинстве и личной борьбе.
У фильма теплая, красноватая, закатная палитра, и она дополняется багряными сочными акцентами: и праздником вина через край посреди пустоши, и трагедией крови на смятом, некогда бушевавшем жизнестойком гаоляне. Любопытно, что «Красный гаолян» мог и не поехать на Берлинский кинофестиваль из-за того, что там должен был быть представлен «Царь детей» Чэнь Кайгэ, который потом был отправлен в Канны, но не снискал там одобрения.
Фильм вневременной. Он обращается к архетипу, к мужскому, женскому, человеческому естеству, он славит жизнь, он славит её возобновление и само счастье бытия. Он преисполнен человеколюбия, но лишён конфуцианского духа кротости. Он «земной», телесный. Чжан Имоу выстроил прямой сюжет повествования, адаптировав первоисточник Мо Яня, к удовольствию последнего. Картина содержит китайскую систему символов, образов. Это можно заметить в имени Девяточки, которое созвучно знаковым словам «вино» и «долгий», в поклонении Богу Вина, в самой связи винокурения и даосизма для души и тела. Шуточные, обрядовые, любовные, посмертные песни неимоверно украшают картину.
«Красный гаолян» редкий в том, что манит к просмотру ещё раз, и чуть ли немедленно, хотя на титрах в первый раз возникло ощущение бессловесности внутри и в то же время- ясности. На фильм и вправду можно смотреть как на живопись, не слыша, не думая, а просто созерцая, настолько он плотный, интуитивный, цельный. Чжан Имоу любит «Жажду жизни» Ирвинга Стоуна о Ван Гоге, и жажда жизни- те два слова, которыми хочется охарактеризовать это кино.
Постер «Красного гаоляна», его растиражированное «лицо» не скажет вам о фильме то, что вы должны о нём знать. Драматическое изображение, выполненное в стилистике национального сопротивления японской оккупации и подходящее фильмам военного жанра, скорее служит для отвода глаз цензуры. Серый постер скрывает неожиданно красочную художественную реальность. Реальность эта написана не жалея цвета, крупными, густыми, щедрыми мазками, магическими красными строками Мо Яня, кровью, слезами и потом, но это кино не о войне, не о народе, а о страстях и