Новая кинокартина Ферзана Озпетека «Красный Стамбул» синкретична — это и поэзия, и живопись, и философия одновременно.
Фильм глубоко лиричный и даже «личный», затрагивающий жизненные основы — любовь, привязанность, дружбу, пронесённые через многие годы. Фильм об уходе и возвращении, о потерях и поиске, о творчестве, нелёгком периоде в жизни, отчаянии, надежде, её утрате и обретении вновь. О мучительном одиночестве и новом чувстве, пусть безнадёжном, но прекрасном и самоценном. Этот фильм, в первую очередь, говорит сердцу зрителя.
Стамбул показан Озпетеком с трепетной любовью, нарядным и красочным: голубой и терракотовый — днём, синий и багровый — ночью. Кинополотно, как яркими вспышками, расцвечено символикой красного: флаги, крыши, стены домов, элементы одежды и интерьера, вечернее освещение, лак на ногтях, телефон в руках героя… Красный здесь — это и страсть, и ненависть, и смертельная опасность, и жизнь в целом, с её поворотами, запрудами и тупиками.
Фильм метафоричен и литературен, его с самого начала хочется растаскивать на цитаты. Диалоги отточены, герои говорят афоризмами.
Тот, кто думает о прошлом — тому скучно сегодня.
Я никогда не верю тем, у кого нет плохих привычек.
Боль либо отдаляет людей друг от друга, либо связывает навсегда…
Озпетек умеет тонко вплетать юмор и иронию в серьёзное высказывание:
Соседи серийных убийц всегда говорят: «Он был совсем нормальным!»
- По-моему, этот город меня не очень любит…
- Стамбул — настоящая проститутка. Никому не откажет!
Как во многих произведениях русской классики, почти все герои этого турецкого киноромана — люди красивые, образованные, обеспеченные, но несчастливые. Почему? Чего им не хватает?.. Озпетек не дает ответа.
Сюжет «Красного Стамбула» неуловимо напоминает «Приключение» Антониони: морская тема, загадочное исчезновение, остров, на котором ищут пропавшего; потерянный взгляд Дениза, находящегося на грани — и последний взгляд исчезнувшей навсегда Анны… И если Антониони определяют как «певца некоммуникабельности», то Озпетека можно назвать исследователем коммуникабельности самого тонкого порядка — это улыбки, лёгкие жесты, всевозможная невербалика, — то, благодаря чему общение приобретает больше измерений. Зачастую герои боятся прикоснуться друг к другу даже взглядом… Когда они находятся рядом, их взгляды пересекаются редко, обращенные или в себя, или в прошлое. Их сдержанность в самых непростых жизненных ситуациях вызывает неподдельное уважение. У каждого из них — свой голос.
Итак…
Дениз: писатель и сценарист. Его голос — голос отчаявшегося, потерянного, изверившегося человека. Дениз, находящийся одновременно и в кризисе творчества, и среднего возраста, выбирает деструктивный путь: его рабочий кабинет пестрит множеством фотографий катастроф, суицидов, несчастных случаев, которые он использует для сценария нового фильма, — и это говорит о его тяжёлой затяжной депрессии.
Дениз мастерски описывает друзей в своих книгах, верно очерчивая их характеры и предрекая нелёгкие повороты судьбы. Себя он характеризует так: «Я люблю смешивать реальность и выдумку!» Эта выдумка вводит в заблуждение его самого: «И книги, и фильмы — всё, что я делаю, — на самом деле блеф. Моя жизнь — блеф…»
Другие голоса свидетельствуют о Денизе:
Дениз выбирает людей. И всегда выбирал.
— Дениз разве настолько несчастлив?
— А кто из нас нет?…
Неваль: реставратор, подруга Дениза и настоящая восточная красавица. Как эффектно её первое появление в кадре! Она из тех женщин, о которых мужья, прожив с ними долгие годы, говорят: «Всё, к чему ты прикасаешься — всё прекрасно». Её признание в любви к Орхану вызывает щемящее чувство сожаления:
«Ты можешь найти человека, которого искал всю жизнь. Но не сможешь быть вместе. Не получится. Я хотела, чтобы ты знал…»
Неваль проницательно замечает:
«Когда ты кого-то любишь, ты надеешься, что и он тебя любит так же. Думаешь, что вы оба переживаете одни и те же чувства. Но правда совсем другая. Ты никогда не знаешь, что именно у него в сердце. И никогда это в точности не совпадёт с твоим…»
Юсуф: человек искусства, отличный пловец и друг детства Дениза. Голос Юсуфа — это крик, горестный стон по утраченной любви и дружбе.
-Он мог что-нибудь сделать с Денизом?
-Юсуф причиняет вред только самому себе.
Юсуф болезненно остро переживает изменения в отношениях с другом, ведь он знает его, как никто другой: «Дениз вынужден врать, чтобы быть открытым». И Юсуф осуществляет предсказанную ему судьбу.
Наконец, Орхан Шахин: писатель, переживший когда-то тяжёлую личную драму, приехавший из Лондона в родной Стамбул к Денизу, чтобы стать его соавтором. Дениз обращается Орхану, гостеприимно предоставляя ему комнату в своём особняке: «Я хочу остаться наедине: ты, я и книга». Сценарист, разочаровавшийся в творчестве, и писатель, разочаровавшийся в жизни, нашли друг друга. Но смогут ли они друг другу помочь?..
Стамбул показан глазами Орхана — глазами одинокого потерянного человека. При этом кинематографический язык Озпетека не прямолинеен, не груб: он использует лишь полутона и намёки. Режиссёр не навязывает зрителю драму — и музыка, и вся атмосфера фильма прозрачна и легка, как утренний ветерок у Босфорского пролива.
Озпетек говорит о том, что даже мелочь может поменять всю нашу жизнь: ручка официанта, забытая на столике в кафе, помогает писателю выбраться из кризиса, вдохновенно продолжить работу и создать то, ради чего он проделал долгий путь из Лондона в Стамбул, из мрачного прошлого в обнадёживающее настоящее, из боли и вины молодости в примиряющее прощение зрелости. Сестра Орхана, вернув ему прочитанную рукопись, одобрительно заметила: «В твоих писаниях — вся красота Стамбула: его горе, его вид, который мы не можем описать… Из этого выйдет отличный роман — ты ведь знаешь, да?.. Но послушай: есть что-то более важное, чем всё это. Больше не уезжай».
Помимо нетривиального сценария, замечательно подходящей музыки и отличной актёрской игры, хотелось бы отметить и наиболее удачные технические моменты: мастерское переключение ручного фокуса в сцене в автобусе; тщательную выверенность цветовой гаммы каждого кадра (к примеру, цвет одежды Неваль перекликается с фресками, которые она реставрирует) и, в целом, фотографичность множества сцен.
В конце фильма мы узнаём грустную историю про собаку Дениза — Томми — его отцу не нравился лай пса, и он увёз его, как оказалось, навсегда. Несмотря на это, Дениз не переставал ждать Томми и ставить миску с водой к его будке. И последний жест Орхана, и открытый финал многое скажут зрителю, который смотрел фильм «зорким сердцем».
«Прощание — для тех, кого любят глазами. С теми, кого любят душой, никогда не расстанутся…»
Новая кинокартина Ферзана Озпетека «Красный Стамбул» синкретична — это и поэзия, и живопись, и философия одновременно. Фильм глубоко лиричный и даже «личный», затрагивающий жизненные основы — любовь, привязанность, дружбу, пронесённые через многие годы. Фильм об уходе и возвращении, о потерях и поиске, о творчестве, нелёгком периоде в жизни, отчаянии, надежде, её утрате и обретении вновь. О мучительном одиночестве и новом чувстве, пусть безнадёжном, но прекрасном и самоценном. Этот фильм, в первую очередь, говорит сердцу зрителя. Стамбул