Скептически отношусь к подобного рода проектам, так как к реальности они, как правило, имеют опосредованное отношение, завуалированное емкими словами «Основано на реальных событиях». Ведь кричащий трейлер на Первом не добавлял оптимизма, ясно давая понять, что зритель увидит приключенческий боевик с морем огня и взрывов. Казалось, сериал — очередная ура-патриотическая «пустышка».
К тому же тема Афганской войны очень редко затрагивается отечественными режиссерами и достойных работ очень мало: на ум приходят только «Опаленные Кандагаром», «Афганский излом» да «Груз 300».
После довольно случайного старта просмотра фильм (представленный единым блоком, а не отдельными частями) постепенно начал затягивать, хотя начало истории могло быть и лучше с точки зрения правдоподобности.
Конечно, претензий к создателям ленты будет много относительно сцен боевых действий, излишне «киношных» эффектов в описании будней сотрудников аппарата Генштаба и Минобороны, а также чисто бытовых деталей и антуража эпохи (отдадим все это на откуп военным консультантам и экспертам).
Однако в картине подкупают не актерская игра (многим, скажем так, есть над чем работать), а актерский труд, когда все пытаются как можно качественнее «отрисовать» своих персонажей.
Отдельного внимания заслуживают кадры в здании ГРУ, где зритель видит настоящие фотографии солдат и офицеров, погибших в Афганистане. Это очень трогательный и трепетный момент, затрагивающий все струны души. Он заставляет просто онеметь, не больше и не меньше. Порадовало также отсутствие «чернухи» и махровой антисоветчины, свойственных большинству современных новоделов.
Подчеркну следующее: очень и очень важно понимать, что творение Белевича — ЦЕЛИКОМ и ПОЛНОСТЬЮ художественный вымысел, и историзма там нет вообще.
Возможно, реальным представителям Ограниченного контингента Советских войск сериал не понравится из-за ряда ляпов, анахронизмов и неточностей, но идейное своеобразие у «Крепости Бедабер» присутствует и в ряде эпизодов живет одним дыханием со зрителем.
И пусть пакистанские моджахеды носят обувь и одежду 2000-х, говорят на дари (а не на пушту), американцы — карикатурны, а речь главного героя иногда нечленораздельна, подкупает другое.
Показан подвиг советских солдат, отдавших до конца свой долг Родине (которая потом, к сожалению, о них забудет). Показано мужество людей, идущих на верную смерть ради свободы. Показаны надежда и вера.
Лейтмотив фильма можно передать словами песни Леонида Мухина:
Виват, Кундуз и Баграм!
Виват, Кабул и Саланг!
Виват, Пули-Хумри и Гардез!
Виват всем вам, дорогие мои шурави!
Виват, Кандагар и Герат!
Виват, Файзабад и Газни!
Виват, Хайратон и Шиндант!
Виват всем вам, дорогие мои шурави!
Виват! Виват! Виват!
8 из 10
8 из 10
Скептически отношусь к подобного рода проектам, так как к реальности они, как правило, имеют опосредованное отношение, завуалированное емкими словами «Основано на реальных событиях». Ведь кричащий трейлер на Первом не добавлял оптимизма, ясно давая понять, что зритель увидит приключенческий боевик с морем огня и взрывов. Казалось, сериал — очередная ура-патриотическая «пустышка». К тому же тема Афганской войны очень редко затрагивается отечественными режиссерами и достойных работ очень мало: на ум приходят только «Опаленные Кандагаром», «Афг