«Она носила брюки. Я тоже. Нам было приятно работать вместе.»
Кэтрин Хепберн о Дороти Арзнер
1933 год оказался для Кэтрин плодотворным. Разом на экран выходят три картины, одна из которых приносит первого «Оскара», а другая закрепляет, далеко смотрящие в будущее, творческие отношения творец-муза между Хепберн и Кьюкором. Третьей, и первой в очереди (а второй — по хронологии появления на экране) вышла лента «Кристофер Стронг». Красивый постер с крупным планом главной актрисы (теперь ее имя значится первым) и отчего-то с мужским именем в названии. Может это прозвище героини, на картинке видно какой у нее волевой и решительный взгляд?.. Но все оказывается куда сложнее, чем кажется в начале.
Итак, Биг Бэн отбивает три часа ночи. Золотая молодежь Лондона веселится, балует великосветские мероприятия доморощенной болтовней о том, как скучен брак и насколько все вокруг раскрепощенные, не только с широкими бедрами, но и с широкими взглядами на отношения. Как всегда, свободными оказываются только слова, когда дело доходит до того, чтобы освободить свой разум, все разом запасаются осуждением и парой сигарет. Но Кэтрин не такая, нет. Хотя здесь ее стоит величать леди Синтия Даррингтон. Всю свою жизнь она любила небо и самолеты. По ночам, вместо того, чтобы прожигать жизнь по клубам, она жгла электричество над чертежами, совершенствуя свой аэроплан, готовя его к величайшему событию в истории — женскому кругосветному перелету. И вот, когда на носу такие важные события, леди Синтия влюбляется. Может, возраст пришел, может, сыграл роль вздернутый нос Колина Клайва и его шаловливые усики, но сценарий ставит нас перед фактом — на экране разыгрывается адюльтер.
Оцените уровень интеллигентности, пленка еще не в силах выдержать такого скандала — изображение двух влюбленных в одной постели, нам показывают часть обнаженной руки Кэтрин — кисть — она разворачивает будильник у прикроватной тумбочки, делает акцент на времени, смотрите, мой Кристофер Стронг остался на ночь… Стронг… Так посмеяться над мужской фамилией могла только женщина. Женщина-режиссер. Единственная женщина-режиссер на заре голливудского кинематографа. Как она сумела, а следом, как она посмела вторгаться на чисто мужскую территорию? Мне кажется, в первую очередь, Дороти Арзнер была талантливым человеком, она любила то, чем занималась; во-вторых, мужчины, а в то время мужчины еще были и чертовски умными, мало обращают внимания на пол, если напротив — знаток (фанатик) своего дела; ну и в третьих. Дороти умела маскироваться, она была невысокой, носила брюки и короткую стрижку, любила женщин (забавно, что Кэтрин Хепберн от Кьюкора-гея попадает прямиком к Арзнер-лесбиянке на съемочную площадку. Ты поистине Великий Гедонист, Голливуд!) Но все-таки еще немного о фамилии. Вроде бы Кристофер Стронг (сильный) должен быть главным персонажем, но нам показывают сильную, отважную молодую девушку, которая способна покорить небо, но не черствые сердца лондонских аристократов. Ей бы бросить вызов этому обществу, а она сбегает (немного пафосно) в небо. А кто ведет себя по-мужски безответственно и некрасиво?
Нет, не подумайте, «Кристофер Стронг» не феминистский памфлет на тему мужской несостоятельности принимать решения. Для этого он слишком красив, персонаж Кэтрин Хепберн, пусть и увлечена не женской профессией, все же женщина, и ее авиационные галифе сменяются сумасшедшим платьем-блеск в виде кузнечика. Эта картина, как и леди Синтия Даррингтон, стала распадаться на части, как только решила соединить в себе женственность и пионерство. В 1933 году Дороти Арзнер не имела столько современной свободы слова, чтобы высказываться более четко. Мелодраматизм победил, но я не могу обойти стороной того факта, что Арзнер старалась. Мне картина понравилась. О, а еще понравился совершенно неузнаваемый Колин Клайв. Колин Клайв, Колин Клайв, шепотом приговариваю я, знакомое имя, смотрю на него в кадре и не вижу, что передо мной Виктор Франкенштейн и будущий Орлак из «Безумной любви». Точно! Какой же он здесь красивый и совершенно не похож на себя! Грустно, когда любимые актеры оставляют после себя лишь такую, запечатленную в кадре, кратковременную память.
«Она носила брюки. Я тоже. Нам было приятно работать вместе.» Кэтрин Хепберн о Дороти Арзнер 1933 год оказался для Кэтрин плодотворным. Разом на экран выходят три картины, одна из которых приносит первого «Оскара», а другая закрепляет, далеко смотрящие в будущее, творческие отношения творец-муза между Хепберн и Кьюкором. Третьей, и первой в очереди (а второй — по хронологии появления на экране) вышла лента «Кристофер Стронг». Красивый постер с крупным планом главной актрисы (теперь ее имя значится первым) и отчего-то с мужским именем в н