В дом всеми уважаемой японской семьи Канеда прибывает сьемочная группа чрезвычайно популярного телешоу о паранормальном, аномальном и сверхненормальном во главе с экзорцистом и тремя известными актрисами, которым совершенно не нашлось иного способа попиариться, кроме как поучаствовать в веселой охоте за перезревшими и перезверевшими привидениями. Однако то, с чем придется столкнуться нашим героям в особняке Канедо, в привычные рамки никак не укладывается и сулит истинным кошмаром.
Японский режиссер и оператор Кодши Шираиши по-настоящему стал широко и глубоко известен даже неподкованным в ужасах зрителям благодаря своему эпатажному пыточному фильму ужасов «Гротеск» 2009 года, благоразумно забаненному в наиболее привлекательных для кинематографического рынка странах, хотя, конечно же, «Гротеск» не был его первой режиссерской работой, хоть и стал, пожалуй, самой знаменитой, несмотря на то, что до гротескных похождений Шираиши весьма успешно набил руку на ваянии типичных японских фильмов ужасов о длинноволосых девочках макабрической призрачной разновидности и разношерстности, впрочем, наполняя свои тогдашние режиссерские работы(«Цок-цок 1—2», «Женщина с разрезанным ртом» к примеру) и своеобычным для себя натуралистичным насилием.
Фильм «Культ» 2013 года, ставший логическим продолжением хоррора «Старуха» Ейсуке Наито, стал для Кодши Шираиши вторым обращением к жанру псевдодокументалистики после его картины «Оккультизм» 2009 года. Но, если «Культ» фильм «Оккультизм» по большинстве своих художественных параметром не превзошел никоим образом, то по сравнению со скучной и откровенно нестрашной в своей блеклой невыразительной унылости «Старухой», картина Кодши Шираиши смотрится более уверенным и качественно исполненным творением, в котором наконец-то удачно и цельно сплелись мотивы классических японских кайданов и мокьюментари. Безусловно, «Культ» своими основными художественными корнями восходит к западной хоррор-традиции, хотя и сугубо японские элементы и определенное наслоение тамошней философии предсмертья и послесмертья в картине ощутимо очень сильно; фильм «Культ» напоминает сочетание все тех же «Искателей могил», «Ведьмы из Блэр», но, гораздо больше, недавних джеймсвановских творений «Заклятие» и «Астрал 1—2». Всякие же потуги к сотворению эдакого иронического метакино, в котором ужас реальности начинает выдавливать свою копию, увы, оказываются не реализованными практически никак, при всей возможности к обыгрыванию темы столкновения актрис с потусторонним миром, с которым они до этого лишь соприкасались на уровне тотального вымысла.
При этом столь откровенное синефильство, переходящее априори во вторичность, подано Кодши Шираиши зрителям весьма искусно и стилистически сбалансированно. Режиссер с точностью швейцарского хронометра выверяет в картине напряжение и саспенс, умело создает настроение и так же умело играет в сюжетную интригу, оставляя время и для определенных философских обобщений о власти смерти над живыми и расплате оных за собственные грехи, и для парочки изощренных и вкусных кровавых или просто наполненных сверхьестественным кошмаром потусторонья сцен, вплетенных в картину не для смакования и трэшевости, а для создания эффекта подлинного ужаса и катарсиса.
Более живыми и харизматичными являются и главные герои «Культа» по сравнению с аналогичной девичьей троицей из «Старухи». Во всяком случае, Кодши Шираиши, выступивший в «Культе» и как сценарист, сумел выписать в рамках ленты ряд интересных и колоритных персонажей, наиболее выделяются среди которых героини актрис Ю Абиру, Саюри Оямада и актера Ресуке Миура. Под аккомпанемент жуткого саундтрека Куниаки Хакисимы «Культ» приглашает зрителей на 80 минут погрузаиться в свой жуткий и вязкий по атмосфере мир, мир ночных кошмаров и зловещих призраков, поджидающих в темных углах и готовых сьесть твою душу, даже не поперхнувшись. Изысканное по своей режиссерской манере, завораживающее и жестокое кино, весьма удачная и вполне смотрибельная вариация на тему японских кайданов и многочисленных ныне мокьюментари-ужасов с классическим, хотя и очень предсказуемым привкусом японской мистической культуры. Если «Старуха» была просто откровенно провальным фильмом, то «Культ» воспринимается как своеобразная реабилитация и возвращение режиссера Шираиши к собственным корням.
В дом всеми уважаемой японской семьи Канеда прибывает сьемочная группа чрезвычайно популярного телешоу о паранормальном, аномальном и сверхненормальном во главе с экзорцистом и тремя известными актрисами, которым совершенно не нашлось иного способа попиариться, кроме как поучаствовать в веселой охоте за перезревшими и перезверевшими привидениями. Однако то, с чем придется столкнуться нашим героям в особняке Канедо, в привычные рамки никак не укладывается и сулит истинным кошмаром. Японский режиссер и оператор Кодши Шираиши по-настоящему стал