О, тёмный лабиринт!
Сколько же в тебе поворотов, тупиков и извилистых коридоров. Мы все твои пленники, лабиринт. Мы вынуждены вечно блуждать по тебе в поисках истин, посылать запросы по линиям аксонов: эй, есть ещё здесь хоть кто-то, кроме меня (с)., хотя и знаем: ответ нам лучше не слышать.
И главное, лабиринт, ты ведь никогда не отпустишь. Потому что задумаешь выйти, и всё — заклеймён, проклят: «из ума выжил», «с ума сошёл», «с мозгами не дружит». И косятся, и ехидно лыбятся, будто у самих всё в порядке с головой.
Лабиринт — человеческий мозг, и странствие по нему — вся наша жизнь. Кому-то повезёт, он найдёт нить Ариадны и сможет хоть как-то сохранять адекватность. Другой же — забредёт в чащобу бессознательного, заблудится там и останется навсегда во власти иллюзий. Ведь бессознательное — ящик Пандоры, комната с приведениями, красивая страшная сказка, у которой нет «долго-и-счастливо». И сорвать печать с двери в этот зыбкий мир нам как раз и предлагает фильм «Лабиринт».
Вы не боитесь темноты и призраков? Тогда пошли…
Есть картины, к которым так и просится эпитет «безупречный». Такой я считаю «Лабиринт» — это как хорошая книга, где каждое слово на своём месте, как отлично заваренный чай, где в золотистой влаге пляшут чаинки. Тонкое, изящное, стильное повествование.
Символы и знаки насыпаны щедро — бусинки, бусинки — ты собираешь их вместе с доктором Адитьей Шриваставом, нижешь на нитку смыслов, собираешь ожерелье истории. А может — браслет, с таинственным перезвоном колокольчиков в нём, под аккомпанемент безумных смешков и вздохов неприкаянных душ в занавесках.
Вы любите танцевать? Ах, не умеете! Да вам и не надо, просто откройте дверь… Ну же, открывайте. Выпустите её, теперь впустите в свою голову, усадите на кровать, накройте одеялом и расскажите ей сказку. Какую? Ну ту самую, о непослушной жене… Расскажите, а потом она научит вас танцевать…
В общем…
Уж сколько раз твердили жёнам — ну прям из сказки в сказку — открывай эту дверь, и ту, и вон ту, а эту — никогда не открывай! Ага, щаз! Вы допустили ошибку, когда сказали женщине: «не…». Знаете, почему? Верно, она сделает с точностью до наоборот. Как тут синюю бороду не отрастить? Вроде бы сюжет до боли знаком и узнаваем, но не тут-то было. Индийские мистификаторы заготовили вам то ещё путешествие по коридорам тёмного лабиринта. И в этом путешествии найдётся место всему — толике юмора, романтике, старинным легендам, детским страхам, танцам в ночи, и даже редкой и весьма специфической помеси психологии с экзорцизмом.
Да-да, и дайте женщине колюще-режущий предмет. Куда вы их уносите? Верните немедленно! Ей нужно закрыть гештальт.
Фильм делали не кинематографисты, а ювелиры: каждый кадр — отдохновение для глаз. Свет, тень, яркость, контраст, цвета и оттенки, да что там — даже вентилятор, развевающий волосы героини, знаменуя зарождение сладостного томления в сердце героя, — всё выверено, где надо и без перекосов, провисов, глупостей. А уж детали, детальки, деталюшечки — о, как они вкусны и прекрасны: кошка под корзиной, крыса на старом пианино, бесконечные анфилады роскошных комнат старинного княжеского замка, и тут же — неустроенность, паутина, поношенные машины, облезлая краска… Оператор рисует камерой, и он, похоже, в ударе. Глаза, улыбки, пальцы…
У доктора Шривастава нетрадиционные методы. И, похоже, он верит в приведения. Хотя как тут не поверишь, тут чокнуться можно, ведь вокруг — одни психи. Целый дом ненормальных. Как тут поймать одного единственного призрака, если им может быть кто угодно, даже ты сам.
И ещё наш доктор очень смелый: тут по своему-то тёмному лабиринту страшновато гулять, а уж в чужой идти… Тем более, что указатели не предусмотрены, факелов не дадут, всё сам, на ощупь — по бусинкам, по звону браслетов, по кровавому следу на полу.
Следишь за его странствием по лестницам, коридорам и переходам старого замка, и дух замирает. Предчувствие чего-то, что вот-вот произойдёт, так и витает, так и пугает. Вон — опасно качнулась люстра, а в этой комнате слишком темно…
Но доктор не боится. Ему нельзя. Он же экзорцист, его задача выманить нечисть и сразиться с ней.
Эй, приведение, выходи. Тебя тут ищут.
И оно выходит. И оказывается — маленькой испуганной девочкой, Алисой, которая так и не нашла дороги из Зазеркалья…
Танцуй. Теперь ты умеешь! Кружись, звени браслетами, быстрее, быстрее, ещё быстрее. Не бойся безумия. Сегодня ему можно разгуляться. Пляши. Пусть у зрителей закружится голова от этой безудержной нездоровой пляски. А если тебе дадут меч — руби, не сдерживайся, пусть брызнет кровь… Алое идёт к твоему танцу.
Каково оружие экзорциста?
Молитва, факел и меч, скажите вы.
А вот и нет.
У доктора Шривастава — только любовь. Она — его факел, молитва и меч. Но методы боя — своеобразные. Демона-то он выманит, а вот сразиться с ним и победить — это уже ваша задача. В конце концов, любой специалист бессилен, если пациент против лечения…
А когда сказочке конец — можно и немного лирики.
«Жить с сумасшедшим — тяжкий труд, жить с тем, кто лечит сумасшедших — ещё сложнее. Но, может, ты попробуешь?» — клёвое предложение. Какая девушка устоит. Тем более, впереди ещё столько дверей с печатями, которые тебе, любопытной, как та кошка, обязательно захочется открыть… А там — призраки… Так что лучше, если рядом будет кто-то, у кого есть молитва, факел и меч.
И он всегда помнит главную истину: вышел — закрой за собой гештальт.
Музыка восхитительна и втемна. «Hare Krishna Hare Ram» — теперь звучит в голове теми самыми колокольчиками и мантрой…
Изумительно!
Эстет и гурман во мне радовался, мурчал и расплывался в довольной улыбке.
10 из 10
О, тёмный лабиринт! Сколько же в тебе поворотов, тупиков и извилистых коридоров. Мы все твои пленники, лабиринт. Мы вынуждены вечно блуждать по тебе в поисках истин, посылать запросы по линиям аксонов: эй, есть ещё здесь хоть кто-то, кроме меня (с)., хотя и знаем: ответ нам лучше не слышать. И главное, лабиринт, ты ведь никогда не отпустишь. Потому что задумаешь выйти, и всё — заклеймён, проклят: «из ума выжил», «с ума сошёл», «с мозгами не дружит». И косятся, и ехидно лыбятся, будто у самих всё в порядке с головой. Лабиринт — челов