Ричард Куклински, полуполяк-полуирландец, родившийся в не самом благополучном американском штате Нью-Джерси, как и многие преступники, в особенности серийные и наемные убийцы, хотя Дик умело совмещал и наслаждение от очередного смертоубийства, и хороший заработок, был личностью странной и даже представляющей специфический интерес. Его словно выточенное в камне лицо было всегда бесстрастным, лишенным какой бы то ни было явной эмоциональной окраски и будто сокрытом под маской льда. Впрочем, под этой маской совершенно неожиданно находился как хороший муж, любящий отец и вообще семьянин без страха и упрека, так и безжалостный хладнокровный убийца и трудяга мафии.
История мирового кинематографа знавала немало примеров того, когда совершенно неподходящие личности становились главными героями художественных фильмов, увенчанных различными наградами и получивших большой общественный резонанс и зрительский отклик. Порочная природа маньяков, серийных убийц и гангстеров по своей сути очень привлекательна, потому Голливуд с завидной регулярностью и не только со времен успеха фильма «Монстр» Пэтти Дженкинс рождает проекты, основанные на печальном, но весьма увлекательном жизнеописании очередного монстра, убившего не один десяток человек. Конечно, забористого трэша попадается намного больше, чем вменяемого и цельного кино, но иногда встречаются и редкие приятные исключения, к каковым можно отнести третий по счету полнометражный фильм израильского режиссера, давно обосновавшегося в Голливуде Ариэля Вромена под названием «Ледяной» 2012 года, впервые представленный на Венецианской Мостре и весьма тепло принятый критиками, но довольно прохладно — зрителями, которых вместо очередной подчеркнуто развлекательной кровавой бойни ждала стильная и сильная драма, рассказывающая о человеке, в котором на протяжении длительного периода его жизни идеально сосуществовали две стороны, две грани его натуры.
«Ледяной» по многим своим основным художественным параметрам кино, проигрывающее наиболее известным криминальным драмам и биографическим лентам, ибо изначально данная картина и не стремится брать на себя лавры и уровни Мартина Скорсезе(к его творчеству в «Ледяном» имеется парочка изящно вплетенных отсылок из «Славных парней»), Стивена Содерберга(фильм слегка смахивает на парафраз «Англичанина») или Мартина МакДоны(внимательный зритель узреет и своеобразные подыгрывания его «Телохранителю»), но в довольно скучной фильмографии режиссера Вромена «Ледяной» смотрится как неплохая заявка, которая вполне может увлечь и заинтересовать синефилов не столь рассказанной историей, ибо больших сюрпризов тут ждать не приходится и фильм движется по колее ординарности и традиционности своего повествования, сколь самой чрезвычайно изящной стилистикой постановки, выдержанной в духе нуара и отлично сумевшей подчеркнуть наличествующую в фильме доминирующую тему двойственности человеческой натуры.
«Ледяной» — это лента, перманентно на всем своем протяжении балансирующая на грани сугубо коммерческого и авторского кинематографа, которая, тем не менее, не сумела добиться однозначно высоких результатов ни там, ни там ввиду того, что для коммерческой картины фильм Ариэля Вромена слишком непритязателен и нуден, а как для артхауса — не настолько изощрен и драматичен, не настолько претенциозен и вызывающ, каким априори должен быть. Реалии жизни в картине, конечно, соблюдены, насилие откровенно и достаточно беспощадно, но при этом явного острого привкуса и послевкусия от картины не остается, несмотря на ряд ярких камео весьма знаменитых актеров, явно присутствующих в фильме для привлечения к нему публики.
Но, пожалуй, самым главным, а по сути и единственным, помимо изысканной нуарной стилистики, плюсом ленты стала актерская игра, разом окупившая все иные художественные недостатки фильма, поставив его рангом чуть повыше, причем актерская игра лишь исполнителя главной мужской роли Майкла Шеннона. Шеннон, относящийся к актерам широкого драматического диапазона, одинаково хорош и убедителен как в ролях гротесковых(в «Дороге смерти» Мендеса, к примеру), так и просто антагонистических(«Игры дьявола» Люмета). Шеннон отлично вписывается как в блокбастеры(недавний «Человек из стали»), так и в авторское кино, ярчайшим примером чему служит получивший хорошие отзывы фильм «Укрытие». «Ледяной» Ариэля Вромена стал настоящим бенефисом актерского перевоплощения Майкла Шеннона, который создал в этой ленте запоминающийся и насыщенный образ человека, для которого убийство стало просто работой и обыденностью. Впрочем, его жестокость лишь дополняет его неоднозначный характер и в прочтении Шеннона, да и режиссера Вромена тоже, Куклински представляется не более чем жертвой обстоятельств, времени, кармы. Оправдания ему нет, но и нет в его сторону осуждения. Персонажи же Рэя Лиотты, Вайноны Райдер и Криса Эванса всего лишь дополняют и оттеняют героя Шеннона, делая фильм не одномерным и однолинейным, а практически полифоническим по звучанию.
Фильм «Ледяной» — однозначно не шедевр, но и не откровенно неудачный граундхаус. Изящно стилизованное под нуар кинопроизведение, неторопливый и весьма кровавый байопик о неоднозначном с точки зрения морали герое, которого не подвергают ни явной героизации, ни аберрантной маргинализации. Далеко не самый яркий и внятный пример авторского кино и не самый увлекательный образчик кино коммерческого, но для одноразового ознакомления вполне сгодится.
Ричард Куклински, полуполяк-полуирландец, родившийся в не самом благополучном американском штате Нью-Джерси, как и многие преступники, в особенности серийные и наемные убийцы, хотя Дик умело совмещал и наслаждение от очередного смертоубийства, и хороший заработок, был личностью странной и даже представляющей специфический интерес. Его словно выточенное в камне лицо было всегда бесстрастным, лишенным какой бы то ни было явной эмоциональной окраски и будто сокрытом под маской льда. Впрочем, под этой маской совершенно неожиданно находился как хоро