« — Загадка без ответа подобна пустой чаше, когда ты жаждешь вина.» (с)
Легенда — это одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Однако в данном кинопроизведении намешано отовсюду по немного. Имеются приключения, в сюжете присутствуют сказочные существа, есть романтическая линия и благородный герой, которому суждено спасти Мир. В результате фильм можно назвать сказкой. Хотя сегодня для такого более привычно определение — фэнтази. Снятое в середине 80-ых, когда о компьютерных технологиях толком и не слышали, а создавать различные экшен — сцены и монстров для сказок — умели комбинированным способом. После выхода «Властелина Колец» сложно подумать о фэнтази, в котором рассказывается компактная история, которая не выглядит грандиозным эпиком. Без полчищ различных фантастических существ и масштабных баталий на экране. Фильм Ридли Скота «Легенда» — именно такое кино. Смотреть сегодня его, возможно немного скучновато, поскольку в сюжете крайне мало действия, и большую часть хронометража потратили на блуждания по Сказочному Лесу — который хоть и снят оператором Алексом Томсоном волшебно — но вскоре начинает казаться однообразным. Композитор Джерри Голдсмит приходит на помощь — его музыка хороша и идеально дополняет картинку. Но, боюсь современному зрителю, избалованному компьютерными спецэффектами и суперблокбастерами в духе «Хоббита» — будет скучно смотреть эту сказку.
По большому счёту, можно понять причины её кассового провала в год выхода. Но, повторюсь — скучным фильм кажется сейчас, а в 1985 -ом — это было волшебное и сказочное приключение. Это как с культовой детской картиной «Бесконечная История» — её нужно было смотреть именно в детстве и именно тогда, что бы сегодня с пеной у рта защищать творение Вольфганга Питерсона, когда его сагу будут сравнивать с современными блокбастерами жанра фэнтази. Которым она конечно же, по понятным причинам уступает в технических показателях. Ибо случиться тоже самое, что с восприятием «Легенды» Ридли Скотта. Отмечая мастерство оператора — постановщика, мастеров по гриму и труд костюмеров, красивые или же на оборот — мрачные декорации (в зависимости от того, где происходит действие) и прочее и прочее — будет явным лукавством сказать, что кино не устарело ни на секунду и до сих пор поражает воображение зрителя. Фильм конечно же затянут и местами хочется, что бы режиссёр добавил «огня» — какие не будь сражения с чудищами или же преодоление каких не будь препятствий. Что не будь в этом духе. Однако, режиссёр сосредоточился на поэтическом взгляде на сказочный мир, что воссоздал на экране.
Соблюдая классическую модель построения подобного сюжета, сценарист ленты — Уильям Хьоргсберг вводит в повествование прекрасную принцессу, любящего её благородного юношу, населяет Волшебный Лес сказочными существами — злыми троллями и гоблинами, добрыми гномами, эльфами и прочими видами волшебной флоры и фауны. Так же, согласно любому сказочному повествованию о любви отважного и благородного юноши и принцессы — в фильме имеется злобный Повелитель Тьмы — приспешники которого стремятся приблизить приход вечной Ночи и погрузить Сказочный мир в бесконечную зиму и тьму… В роли отважного героя — жителя леса по имени Джек — снялся популярный в те годы у тинейджеров Том Круз. Надо признать, что он с длинными волосами, чёлкой до глаз, в золотых доспехах и со своей фирменной, сверкающей улыбкой — точное попадание в придуманный сценаристом образ. Он молод, проворен, очень пластичен и попросту невероятно красив. Под стать ему и прекрасная принцесса Лили, роль которой исполнила молодая Миа Сара. Они составили с Томом Крузом идеальную романтическую пару!
В остальных ролях, кроме как всегда источающего инфернальное обаяние, даже будучи до неузнаваемости загримированным — Тим Карри, которому достался образ Повелителя Тьмы. Чей грим и внешность напоминают самого Дьявола, и возможно даже способны напугать совсем маленьких зрителей. Однако, несмотря на показанных в фильме тварей (а есть ещё и гнусная болотная фея питающаяся падалью) — картина совсем не кровавая и в ней практически нет убийств. Гибель одного из единорогов — снята довольно трагично, хотя и не содержит натуралистичности. Поэтому, если вдруг появится желание показать «Легенду» своим детям — смело можно это сделать. Возможно, что фильм им даже понравится. Впрочем, сюжет не содержит каких то сюрпризов. Сегодня может смотреться слишком просто — деление мира на Добро и Зло, отсутствие серых полутонов. Но в то же время, иногда бывает приятно просто насладиться обычной «чёрно — белой» сказкой, так сказать без примесей.
Добавить бы побольше приключений, сцен экшена и было бы всё замечательно… Трудно сказать, как так вышло, что столь серьёзный и концептуальный постановщик, как Ридли Скотт взялся за подобный проект. Возможно после кассового провала (как это невероятно прозвучит сегодня, но тем не менее это так!) фантастической антиутопии о будущем «Бегущий по Лезвию Бритвы», режиссёр захотел подправить своё пошатнувшееся реноме коммерчески рентабельного постановщика. Правда его ждала очередная неудача, пусть не творческая, ибо что предыдущий, что данный фильмы — художественно качественные и представляющие интерес проекты. Но кассовая уж точно, ибо стоившая 25 миллионов $ лента не смогла окупиться ни в национальном, ни в мировом прокате. Хотя гораздо позже, уже став культовой — начала пользоваться спросом на видео. А тогда, в год выхода — «Легенда» получила холодную критику, неоднозначные зрительские отзывы и ограничилась лишь одной номинацией на Оскар (в категории — лучший грим), в итоге оставшись даже без этой награды…
« — Загадка без ответа подобна пустой чаше, когда ты жаждешь вина.» (с) Легенда — это одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Однако в данном кинопроизведении намешано отовсюду по немного. Имеются приключения, в сюжете присутствуют сказочные существа, есть романтическая линия и благородный герой, которому суждено спасти Мир. В результате фильм можно назвать сказкой. Хотя сегодня для такого более привычно определение — фэнтази. Снятое в середине 80-ых, когда о компьютерных технологиях толком и не слышали, а создавать ра