« — Мужика нет. А есть бедняк, есть середняк и есть кулак.» (с)
После биографической историко — революционной картины «Ленин в Октябре» (1937), снятый к двадцатилетию Революции, и нёсший в народные массы откровенно пропагандистскую, сталинскую идеологию, не имевшую с коммунистической философией Ленина практически нечего общего (не даром же, Вождь мирового пролетариата в предсмертном письме просил ЦК оградить «замечательного грузина» от власти); однако не смотря на это имевшей громкий успех у зрителя, было решено снять продолжение картины. Занялся этой архи важной и ответственной задачей режиссёр первого фильма — молодой Михаил Ромм, в последствии ставший мэтром режиссуры и классиком отечественного кино. Сценарий для продолжения писал тот же Алексей Каплер, только на этот раз при помощи Таисии Златогоровой. Последняя, очевидно привнесла в сюжет сентиментальные нотки: отношения телохранителя Ильича — рабочего Василия, ставшего к тому времени чекистом с супругой, родивший ребёнка, а так же история о том, как добренький дедушка Ленин приютил незнакомую, бродячую девочку — сиротку. Думается эпизод, в котором показано как в кабинете у Вождя пролетариата идёт разговор между оным и прибывшим его проведать Сталиным, сидящими в кресле вместе с маленькой, что то рисующий в альбоме девочкой, о том, что они своими трудами дарят ей счастливое будущее — является некой квинтэссенцией наивных представлений советского народа о своих Вождях и их взаимоотношениях. Или сцена, в которой Ленин спрашивает у той самой крохи, где же её мама, на что девочка тяжело вздохнув отвечает, что мамы нет — она померла с голода. Тут же взбешённый этой информацией Владимир Ильич бежит к рабочему столу, хватает телефон, и громко кричит в трубку, что бы всех на днях арестованных спекулянтов продовольствия немедленно расстреляли, а позже связывается с «железным Феликсом» и просит того взять под контроль ЧК всех беспризорных детишек. Разве можно смотреть на полном серьёзе сегодня такое кино? Конечно же нет. И эти, а так же многие другие сцены демонстрирующие нам благородные поступки Владимира Ильича, нечего кроме умиления и лёгкой улыбки не вызывают. Я неоднократно ловил себя на мысли, что вот сейчас над лысиной Вождя мирового пролетариата непременно появится нимб…. В целом же, второй фильм вышел ещё более про — сталинским, чем первый. Здесь рассказывается о взятие Красной Армией Царицына, руководил которой в своё время частично Сталин (взятие проведено было с многочисленными потерями и явно говорило о неумелом командовании), которого к концу сражений за город, Ленин вообще отозвал оттуда. В фильме естественно всё на оборот: Царицын долго штурмуют, но ни как не могут взять, пока мудрый Ленин не направляет туда способного военкома Сталина. Ладно хоть войска с шашкой на голо, в бой ведёт не он лично а Ворошилов. Хотя и «первый красный офицер» в тех боевых действиях играл не решающую роль, а такую привилегию на экране получил только потому, что как и Будённый являлся сталинским любимчиком…
Если композитор работавший над первым фильмом дилогии, ко второму сменился (саундтрек для «Ленина в 18 -ом…» писал Николай Крюков), то оператор остался прежним. Это снявший знаменитые кадры обращения Ленина к народу Борис Волчек. Гримёры всё так же старательно превращают известных и не очень артистов в людей на портретах. Правда и играют все прошедшие кастинг на соль важные роли, что называется — лучше похвал. Борис Щюкин вновь купается в своей коронной роли, закидывая руки и произнося громкие тирады, спорит, кричит и расхаживает по декорациям ленинского кабинета. Михаил Геловани сыграл Сталина мудрым, добрым и преданным Ильичу соратником. Благодаря достоверной игре актёров, тогдашнее росшее на этих фильмах поколение, было убежденно в том, что всё именно так и было. Прочие исполнители были на столь же высоком уровне: Зинаида Добина (Крупская), Василий Марков (Дзержинский), Николай Боголюбов (Ворошилов), Леонид Любашевский (Свердлов), Николай Черкасов (Максим Горький), Наталья Ефрон (пани Каплан), Василий Ванин (чекист — комендант Кремля Матвеев) и Николай Охлопков (личный телохранитель Ленина Василий) — последний многим в основном известен по роли богатыря Буслая из эйзенштейновского «Александра Невского».
Если рассматривать данный фильм как исторический, то он покажется лживым. Разумеется по нему нельзя сегодня учить школьников. Равно как и показывать им вообще, до того как они сами пройдут этот период Российской истории. Вероятно именно поэтому классическую дилогию Михаила Ильича Ромма сегодня не показывают по телевизору (несмотря на то, что есть «купированный» в хрущёвские времена вариант, в котором из фильмов практически полностью удалён «лучший друг и соратник» Ленина — Сталин). Но если посмотреть на него под другим углом — как на мифологизированную советскую историю, то он вполне может понравиться… Чисто же художественно, технически и эстетически это безусловно:
8 из 10
« — Мужика нет. А есть бедняк, есть середняк и есть кулак.» (с) После биографической историко — революционной картины «Ленин в Октябре» (1937), снятый к двадцатилетию Революции, и нёсший в народные массы откровенно пропагандистскую, сталинскую идеологию, не имевшую с коммунистической философией Ленина практически нечего общего (не даром же, Вождь мирового пролетариата в предсмертном письме просил ЦК оградить «замечательного грузина» от власти); однако не смотря на это имевшей громкий успех у зрителя, было решено снять продолжение картины. З