Если честно, я была удивлена, обнаружив здесь столько отрицательных отзывов. Мне наоборот показалось, что это один из лучших современных фильмов о блокаде. В четырех его сериях конечно бегло, но охвачено все, что происходило в блокадном Ленинграде.
Это не гладкое патриотичное повествование о том, как храбро и дружно ленинградцы пережили это. В этом фильме есть и предатели, и трусы, и просто слабые, обычные люди. Герои не шаблонны, не карикатурны. Смотришь на них и не можешь однозначно сказать правы они или нет. Права или не права мать, которая урезает норму одного ребенка и добавляет ее другому, чтобы выжил хотя бы один? Права ли оперная певица, задумавшая перейти на сторону немцев, потому что у нее от голода и холода пропадает голос? А как насчет толпы, которая бунтует, что нет хлеба, и не веря уговорам милиции, лезет на сброшенную бомбу, лишь потому что на ней написано «Сахар»? Эти герои не бесчеловечные, не глупые, не злые. Это обычные люди, которые по-разному отреагировали на невиданное в истории горе, которое неожиданно выпало именно им.
Понравилась мне также и стройность композиции. Здесь нет случайных персонажей и путаницы среди них. Главных героев объединяет крыша, под которой они живут, и у каждого из них своя беда, свой выбор. С каждым из них связана своя, особая сюжетная линия. Второстепенные герои Ефремова, Ильина, а также все эти милиционеры, мародеры, партийные работники сумели вдохнуть в картину жизнь. Каждый эпизод в ней важный, страшный, интересный. Нет белого и черного. Здесь есть то, что задевает за живое.
Пару слов хотелось бы сказать также о Нине Цветковой. Дочь героя Гражданской войны, милиционер, настоящая идеалистка, коих, к счастью, тогда было много. Героиня Сутуловой, как открытый нерв этого фильма — через нее мы видим и воспринимаем трагедию блокадного города. У нее «правильное» сознание, восприятие человека мирного времени — что все нужно делать по правилам, поступать хорошо. Но реальная жизнь одергивает ее и учит где ослушаться, а где железно поступать как следует. Замечательно, что и первое, и второе она делает только ради блага.
В этом фильме есть много моментов, которые потрясают, заставляют задуматься, спросить о чем-то себя. Главная его ценность для меня состоит в том, что это наиболее полный охват (насколько это вообще возможно в кино) первых дней блокады Ленинграда, когда люди еще не осознали, но уже смутно начали чувствовать и понимать, что им предстоит.
Да, господа критики, здесь нет эпизодов людоедства, улиц, усеянных трупами или чего-то еще, что по вашему мнению, только и могло бы выразить весь ужас ленинградской блокады. Зато есть воровство карточек, мародерство, черные рынки и прочие не парадные стороны, которые принято обходить стороной в учебниках. Есть и бунты, и предатели, разное есть. Но есть и сострадание, мужество и настоящая история о людях, в первую очередь.
Спасибо за сюжетную линию с диктором в радиорубке. Меня, как журналиста, она по-своему задела. Партийные работники в «Ленинграде» также не показались мне слишком уж идеальными и недостаточно изобличенными. Людей, которые сумели управлять городом на краю смерти и катастрофы, стоит как минимум уважать. От их решений и ошибок зависело все и они каждый день сознавали это. А партийные пайки — обычное дело при любой власти.
И еще 1 за прекрасную музыку.
9 из 10
Если честно, я была удивлена, обнаружив здесь столько отрицательных отзывов. Мне наоборот показалось, что это один из лучших современных фильмов о блокаде. В четырех его сериях конечно бегло, но охвачено все, что происходило в блокадном Ленинграде. Это не гладкое патриотичное повествование о том, как храбро и дружно ленинградцы пережили это. В этом фильме есть и предатели, и трусы, и просто слабые, обычные люди. Герои не шаблонны, не карикатурны. Смотришь на них и не можешь однозначно сказать правы они или нет. Права или не права мать, кото