Финский режиссер Аки Каурисмяки спустя восемь лет после своего полнометражного дебюта, документального фильма о гастролях трех финских рок-групп, снова возвращается к теме музыки, на этот раз — в художественном стиле.
«Ленинградские Ковбои» — так назвали свою фолк-группу странные музыканты из заснеженной Сибири со смешными прическами и умопомрачительно длинными носками ботинок, во главе со своим деспотичным менеджером Владимиром (которого сыграл знаменитый финский актер Матти Пеллонпяя) решившие покорить Америку, завоевать славу и заработать денег. Выучив английский язык в самолете и научившись играть популярный в те времена «рок-н-ролл» по музыкальной брошюре, они начинают свой путь к славе, но быстро обнаруживают, что их творчество в Штатах абсолютно невостребованно. Тогда они привязывают к крыше купленного автомобиля заполненный пивом со льдом гроб с их замерзшим бас-гитаристом и отправлются на юг, в Мексику. Там-то они и находят славу.
Структура фильма представляет собой классическое роуд-муви. Группа музыкантов во главе со строгим менеджером Владимиром все время находится в движении, путешествуя от севера все дальше на юг, колеся по тем городам (Нью-Йорк, Новый Орлеан, Мемфис), во многих из которых уже успел поснимать Джим Джармуш — один из любимых американских режиссеров Каурисмяки. Джармуш и сам появляется в фильме в одном эпизоде всего на несколько минут, он играет автомеханика, продавшего Ленинградским Ковбоям поддержанный кадиллак, на котором они и отправляются в путь, играя во всех придорожных заведениях, что попадаются им на глаза. По пятам за музыкантами следует Игорь — деревенский дурачок, тайно прилетевший в Америку в багажном отделении самолёта вместе с группой. Чубчик на его голове ещё очень мал, да и ботинки не отличаются той длиной носа, что у его односельчан, но он отчаянно хочет быть похож на своих кумиров — ленинградских ковбоев. Этот персонаж порой уравновешивает безумный юмор Каурисмяки своим довольно печальным образом, но в конце концов, конечно, он приводит историю к балансу, оказавшись с ковбоями на одной сцене.
По признанию самого режиссера, к началу съемок он продумал только первый и заключительный эпизоды, весь остальной процесс съемки был ничем иным как полной импровизацией. Съемочная группа отправлялась в путь по запланированному маршруту, и как только режиссер замечал что-то интересное, они на ходу придумывали сцену и начинали снимать. Безусловно, такой подход к созданию фильма привнес некую стихийность в математику произведения, но в данном случае она только на руку.
Гротеск, ирония и легкая грусть — главные составляющие фирменного юмора финского режиссера, на них построены все шутки и почти каждая сцена в произведении. Способность Каурисмяки создавать в каждом фильме свою особенную вселенную, подчиняющуюся только своим собственным законам, подарила ему мировую известность. «Ленинградские ковбои» — один из таких фильмов. И если вы еще не знакомы с творчеством режиссера, то, думаю, начинать знакомство стоит именно с этого кино.
Финский режиссер Аки Каурисмяки спустя восемь лет после своего полнометражного дебюта, документального фильма о гастролях трех финских рок-групп, снова возвращается к теме музыки, на этот раз — в художественном стиле. «Ленинградские Ковбои» — так назвали свою фолк-группу странные музыканты из заснеженной Сибири со смешными прическами и умопомрачительно длинными носками ботинок, во главе со своим деспотичным менеджером Владимиром (которого сыграл знаменитый финский актер Матти Пеллонпяя) решившие покорить Америку, завоевать славу и заработа