«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? … Надежда тщетна…» (Иов, 40:20 — 41:26).
Время древних чудовищ, драконов и левиафанов прошло. История устаканилась и настал золотой век человечества — век демократии. Ничего не происходит, кроме того, что необходимо, того, что двигает прогрес. И человек, как венец природы, ведет этот эшелон в будущее.
С первых кадров фильма «Левиафан» мы попадаем в самое сердце нашего мира — на палубу рыболовного траулера, готовую для приема очередного улова. За время фильма от моряков на корабле не услышать ни одной фразы. Лишь отдельные выкрики и шутки, непосредственно связанные с работой, напоминают нам о них. Вылов распостранен на множество форм океанской жизни. В корыте по центру палубы можно увидеть красивую треску и юркую сельдь, анчоусов и крабов, скатов и морских звезд, разнообразных моллюсков. Работают быстро — ведь надо успеть убить и переработать сырье, прежде чем оно само погибнет от атмосферного воздуха. Рыболовы отрубывают живности головы и другие ненужные части тела — у каждого вида по-своему, промывают тушки, складывая их в ящики и транспортируют в морозильный отдел. Работа сложная и суровая, не каждый выдержит, но все терпят и стойко сносят такой образ жизни.
Отдельный рабочий представляет собой важное звено механизма вылова-первичной переработки морских продуктов. Именно поэтому, с увеличением обьемов потребления, каждый такой моряк обязан оптимизировать свое умение убивать и свежевать, быстро высыпаться и снова за работу. Ведь Левиафан надо обслуживать, он проржавеет и утонет без заботы человека или будет разбит волнами, беспомощно болтаясь на пристани. Чудовище снова выходит в океан и бороздит его просторы, оставляя за собой гигантский след из крови, мяса и покалеченных рыбешек, словно щупальца спрута. Отважные моряки, видавшие девятый вал, испытывающие лишения и героично борящиеся со стихией враждебной природы, оберегают свой корабль как зеницу ока. Ведь это их ремесло, это способ их жизни.
Не обманывайте себя, сочувственно смотря за обрюзгшими рыболовами, убирающими ракушки и головы из палубы Левиафана. Не закрывайте глаза на явную параллель между траулером и нашим миром. Этот потребленческий образ жизни построили мы и через время стали его заложниками, пленниками его крючков и сетей. И не суть важно в какой каюте Левиафана мы находимся — в офисе или на потоке, за штурвалом или охраняя трюмы… Мы оправдываем его существование собой, боясь признаться в гибельности такого образа жизни.
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? … Надежда тщетна…» (Иов, 40:20 — 41:26). Время древних чудовищ, драконов и левиафанов прошло. История устаканилась и настал золотой век человечества — век демократии. Ничего не происходит, кроме того, что необходимо, того, что двигает прогрес. И человек, как венец природы, ведет этот эшелон в будущее. С первых кадров фильма «Левиафан» мы попадаем в самое сердце нашего мира — на палубу рыболовного траулера, готовую для приема очередного улова. За время фильма от моряков