«Личная жизнь Кузяева Валентина», 1967
Сняли фильм известные режиссеры Илья Авербах («Монолог», «Чужие письма», «Фантазии Фарятьева») и Игорь Масленников («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня») еще в бытность свою студентами режиссерских курсов.
При очевидном влиянии французской «новой волны» (Годар и Трюффо в одном флаконе, с советским Жан-Полем Лео: актер Виктор Ильичев) — сделано вроде просто, но очень талантливо и перспективно. Несмотря на короткий хронометраж, фильм не производит впечатления «куцой» короткометражки. Авторам удалось вместить практически все из «личной жизни» Кузяева Валентина. Особенно удалась, на мой взгляд, новелла «Папаня», где очень хорошо сыграл Георгий Штиль. За 15 минут раскрыты все сложности, нюансы, перипетии взаимоотношений и переживания отца и Валентина Кузяева.
В фильме в документальной стилистике показаны ленинградские улицы, дворы, прохожие. Создается переживание реальности, а не кинематографичности всего происходящего. Практически нет «эталонных» лиц. Мне показалось, что подбор актеров (особенно тех, кто играл знакомых и друзей Кузяева) осуществлен в стилистике итальянского неореализма. Обычность и заурядность персонажей (особенно во внешнем облике) сознательно заострена.
Сам главный герой — обычный советский парень конца 60-х. В меру моральный, в меру — нет. За внешней нагловатостью и грубоватостью скрывается неуверенность в себе, робость и интуитивное ощущение бессмысленности всего происходящего. Герой простоватый, но одновременно самоироничный, наблюдательный, обладающий врожденным внутренним тактом. Одна из лучших ролей прекрасного жанрового актера, «гения ролей второго плана» Виктора Ильичева, которому всегда удавались чудаковатые и простоватые персонажи.
Одновременно по некоторым сценам и сам фильм, и образ героя напоминают лайт версию «Курьера» (1986, реж К. Шахназаров). В этом смысле главный герой явно не вписывался в советский жизненный официоз ни конца 60-х, ни конца 80-х.
Сюжет фильма вращается вокруг телевизионной передачи, на съемки которой приглашен Валентин Кузяев. Передача «Если не секрет» рассказывает о мыслях и надеждах молодежи 60-х. На самом деле, вопросы предложенной молодым людям анкеты — хорошие, правильные и интересные, заставляющие задуматься. Но одновременно они действительно производят впечатление издевательских. В фильме это хорошо показано: издевательская анкета, хотя создатели этой анкеты явно не хотели делать ее таковой.
Ну, и конечно, крещендо всего фильма — сама передача. Правильные выученные фразы героев передачи; показушное поведение авторов передачи и реальное наплевательское отношение к героям при девизе «нам важен каждый человек» — знакомая советская и постсоветская ситуация. Концовка сделана очень иронично.
Очень в тему фильма звучит и песня безусловно талантливых Марии Пахоменко и «Поющих гитар» «Да и нет».
На постсоветском пространстве особенно сейчас фильм актуален как никогда.
За некоторую эскизность
8,5 из 10
«Личная жизнь Кузяева Валентина», 1967 Сняли фильм известные режиссеры Илья Авербах («Монолог», «Чужие письма», «Фантазии Фарятьева») и Игорь Масленников («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня») еще в бытность свою студентами режиссерских курсов. При очевидном влиянии французской «новой волны» (Годар и Трюффо в одном флаконе, с советским Жан-Полем Лео: актер Виктор Ильичев) — сделано вроде просто, но очень талантливо и перспективно. Несмотря на короткий хронометраж, фильм не производит впечатления «куцой» коротком