Новая работа польского режиссера Малгожаты Шумовски, снятая в спокойной и неспешной манере, удостоилась оживлённого внимания на Берлинском кинофестивале, заполучив Гран-При.
Красавец-металхэд Яцек (Матеуш Касюцикевич) из польской деревенской семьи, работает на строительстве самой большой в Европе статуи Христа. Набожные домочадцы, конечно, не одобряют длинные волосы, эффектные майки с «Металликой» и мечты перебраться в Лондон, но в общем любят добродушного парня, жизнь которого идёт легко и светло. В свободное от работы время Яцек зажигает в местных клубах, колесит под врубленный на полную трэш-метал, встречается со своей любимой девушкой Дагмарой (Малгожата Гароль) и проводит досуг с роднёй.
Но вот однажды происходит несчастный случай на стройплощадке и Яцек получает тяжелые травмы. Врачам приходится провести первую в Польше пересадку лица, после чего оно становится похожим на помесь куклы Чаки и маски Джейсона Вурхиза.
Изуродованного, почти лишившегося способности говорить Яцека день за днём встречает нарастающее отчуждение и лицемерие близких.
Единственной, кто не отвернулся, оказывается старшая сестра Яцека (Агнешка Подсялик), отрезвляющими хлёсткими репликами и поддержкой
возвращающая брату душевные силы.
Пани Шумовска, несмотря на переполняющую ленту громкую музыку, рассказывает эту историю тихо и неторопливо, обстоятельно акцентируя внимание на важных местах. Совместив воедино два реальных события — пересадку лица польскому рабочему, пострадавшему на кирпичном заводе и постройку статуи Христа Царя — она получила возможность в полной мере взглянуть на существующие в польской деревне устои и порядок вещей в неприглядном и отталкивающем разрезе.
Доведённая до абсурда показная набожность селян, c напускной религиозностью и приверженностью обрядам, идёт рука об руку с голым прагматизмом и равнодушием к непоправимой беде. Яцек благодаря операции становится национальной знаменитостью — но из за дефектов с лицом и речью перестаёт существовать для близких. «Wiecej niz cialo» — «Больше, чем тело» — издевательски гласит слоган фильма, в котором вдруг оказывается, что без внешней оболочки всё остальное неумолимо теряет смысл.
«Лицо» не открывает новых горизонтов, но тихо и выразительно говорит о важных и глубоких вещах, часто слишком неудобных, чтобы их можно было даже просто артикулировать в рутине повседневности.
Дело конечно не обходится без гротескных перехлёстов, почти неизбежных для затрагивающей серьёзные вопросы драмы, но в целом кино выдерживает заданный ритм и до конца сохраняет внутреннее напряжение и динамику.
Не говоря уже о стилистических решениях, от которых хочется порой аплодировать стоя, не дожидаясь финальных титров. Ну а семейная сцена с хэдбэнгингом и игрой на аэрогитаре вообще заслуживает отдельных бурных продолжительных оваций.
Новая работа польского режиссера Малгожаты Шумовски, снятая в спокойной и неспешной манере, удостоилась оживлённого внимания на Берлинском кинофестивале, заполучив Гран-При. Красавец-металхэд Яцек (Матеуш Касюцикевич) из польской деревенской семьи, работает на строительстве самой большой в Европе статуи Христа. Набожные домочадцы, конечно, не одобряют длинные волосы, эффектные майки с «Металликой» и мечты перебраться в Лондон, но в общем любят добродушного парня, жизнь которого идёт легко и светло. В свободное от работы время Яцек зажигает в