«Нам отпущено свыше заполнять верой души
И полями страданий и дорогой в мечту.
Мы Россию услышим сквозь кровавые стужи,
Мы поймем, мы подставим наши спины кресту.»
(Автор и исполнитель Никита Джигурда)
После развала Советского Союза, для России и живущих на её обширных землях народов, наступили тяжёлые времена. Голод, безработица, бандитизм, вседозволенность власть имущих — всё вместе создавало невиданный экономический кризис, некогда великой страны. Огромное государство распалось на несколько мелких (не совсем) дружественных стран, народ раздирали противоречия, отдельные представители радикально настроенных меньшинств развязали террористическую, подпольную войну. По всей карте бывшего СССР вспыхивали «горячие точки»…И всё же русский народ смог пережить это смутное время, выстоял и поднял Россию с колен. Сегодня масштабы той катастрофы уже ощутимы — сейчас даёт это понять непростая ситуация на Украине. А до этого был конфликт в Грузии. Видно, что кому то выгодно постоянно нас сталкивать лбами друг с другом. Говоря «нас» имею в веду вообще весь наш многонациональный народ. Всё таки убеждён -многие понимают это, то что мы являемся одним народом, который политиканы растащили по разные стороны границ. И говоря «наше» кино, я имею в веду созданное на нашей интернациональной земле, одинаково понятное, как говорящим по-русски, так и на других языках жителей нашей необъятной родины. После распада Советского Союза, в годы смуты 90-ых, такого объединяющего, «универсального», а проще сказать — народного, кино уже практически не было. Отечественный кинопрокат развалился, да и вообще не до кинематографа людям тогда было. Полстраны поголовно спивалось от обиды на жизнь и собственного бессилия… Но всё таки создавались нужные, своевременные картины. Снимали их как правило режиссёры старой школы, а потому они были профессионально сделаны, в отличии от того вала некачественной чернухи от молодых кинематографистов «новой России», что практически заполонила тогда кино и ТВ-экраны.
Снятые в те трудные для жизни и искусства годы, фильмы помогали людям жить, давали им веру в себя и в свои силы. Не занимались критикой социальной неустроенности 1/6 суши, а указывали на выход из тупика, в который невольно загнала себя матушка-Русь…Одним словом -такое кино, как говорил Ленин -подтверждало звание «важнейшего из искусств» и объединяло людей. Одним из таких «народных» фильмов и была прямолинейная, напористая и в тоже время душевная мелодрама советского режиссёра Евгения Матвеева — «Любить по-Русски». Это был один из первых коммерческих и зрительских хитов российского проката. Народу настолько понравилось это кино, что уже год спустя заваленный письмами благодарных зрителей, Матвеев снял продолжение. А ещё спустя пару лет, выпустил заключительную — третью часть своей «народной» саги. Но в данной рецензии речь пойдёт непосредственно о самой первой, вышедшей на экраны в 1995-ом году картине.
Сюжет этого легендарного фильма 90-ых незамысловат. В нём повествуется о том, как несколько семей фермеров, тех для кого жизнь в дали от городов, и работа в сельском хозяйстве стала последней возможностью встать на ноги — вступили в борьбу с мафиозником желающим заполучить себе их земли и купленными им чиновниками — бюрократами. Если в недавнем «Левиафане» Звягинцева наблюдалась похожая сюжетная составляющая, но финал истории героев вступивших в открытую конфронтацию с власть имущими был трагичен, то в ленте Матвеева он просто фантастически прекрасен. Разумеется фильм оставляет некое чувство недосказанности, но тем не менее -победа остаётся за нашими героями, а уверенные в себе, могущественные, прикрывающиеся продажным законодательством не менее продажных судей и государственных чиновников -пафосные дядьки (которых «в лицо знать надобно») уезжают с земли героев не солоно хлебавши. Вот обратите внимание на параллели: если в фильме Звягинцева между героями пытающимися отстоять дом инженера не было единства и сплочённости, желания рискнуть за соседа, то в картине Матвеева все положительные персонажи дружка за дружку стоят горой — потому и результаты борьбы за справедливость такие разные. Всё как в той притчи про сыновей и веник: если по одному прутику его переломать можно запросто, то сразу весь — некогда не выйдет!
Автор сценария -Валентин Чёрных, в прошлом писал не мало достойных вещей (достаточно сказать, что он автор текста оскароносной «Москва Слезам не Верит»), и на этот раз постарался на совесть. Каждый герой чётко прописан, много моментов в которых различные персонажи могут раскрыться перед зрителем, много фраз достойных попасть в цитаты, ансамбль прекрасных российских — советских актёров, отличная музыка, несколько народных песен (к их числу можно отнести и самую лучшую композицию Никиты Джигурды, отрывок из которой я привёл в начале рецензии), плюс ко всему хорошего качества киноплёнка (а как вы помните, с ней в 90-ые была просто напряжёнка) и замечательная операторская работа (некоторые сцены получились настолько по-русски красивы и кинематографичны, что запомнятся моментально, после первого же просмотра). Выдержан такт и чувство меры по отношению к «негативу». Главный бандит — Гаврилов в исполнении Георгия Мартиросяна — фактурен, а его мордовороты сплошь карикатурные «братки» 90-ых. За весь фильм происходит лишь несколько драк, но не доходит не до одного убийства! Отсутствие крови и «чернухи» впоследствии фильму компенсировалось зрительской любовью. А что до возмутивших многих критиков эротики — то она здесь не вульгарна (в отличии от прочих картин той поры), а действительно красива (например сцена, в которой героиня Ольги Егоровой — Полина моется в деревенской бани). Занятые в съёмках артисты сыграли на высоком уровне, жизненно и реалистично. На экране зрители увидели неустроенных, малоимущих и испытывающих жизненные трудности людей, иными словами — себя. А потому сопереживали этим героям и полюбили их. Галина Польских сыграла одинокую, пожилую колхозницу Катерину Ивановну, у которой завязывается поздний роман с бывшим секретарём обкома Мухиным (Валерьян Петровича сыграл сам Евгений Матвеев), Лариса Удовиченко сыграла вдову военного и мать двоих детей — беженку Татьяну, а безумно похожая на Татьяну Пельтцер Нина Агапова -её мать Анну Александровну. Дебютировал в кино ролью горе-бизнесмена Михаила — любовника Полины, преимущественно театральный артист Виктор Раков. Запомнился по роли ушлого и изворотливого председателя колхоза Егорова — Александр Потапов. Но всех затмил своей страстной игрой Никита Джигурда — «первый фермер на районе», влюблённый в мать-одиночку Татьяну -Виктор Курлыгин. Достаточно посмотреть сцену в которой тот объясняется с Татьяной в своих чувствах, перед этим весьма горячо исполнив собственную песню, давшую название фильму, или ту, в которой он открыто говорит о своих намерениях жить и работать на своей земле «наехавшим» на него бандитам. Грубый голос и напористая манера игры, делают персонажа Джигурды самым ярким и колоритным героем фильма.
10 из 10
«Нам отпущено свыше заполнять верой души И полями страданий и дорогой в мечту. Мы Россию услышим сквозь кровавые стужи, Мы поймем, мы подставим наши спины кресту.» (Автор и исполнитель Никита Джигурда) После развала Советского Союза, для России и живущих на её обширных землях народов, наступили тяжёлые времена. Голод, безработица, бандитизм, вседозволенность власть имущих — всё вместе создавало невиданный экономический кризис, некогда великой страны. Огромное государство распалось на несколько мелких (не совсем) дружественных стр