1940 год в творческой биографии Джеймса Стюарта оказался не менее плодотворным, чем предыдущий, 1939-й (именно в 1940-м актёр снимется в фильме, который принесёт ему премию «Оскар», но об этом уже позднее). А картиной, с которой Стюарт начал тот год, стала рождественская романтическая комедия режиссёра Эрнста Любича «Магазинчик за углом», снятая на студии MGM.
Сюжет: Приблизительно середина 1930-х годов, Венгрия, Будапешт. На одной из улиц города расположен небольшой галантерейный магазин, принадлежащий Хьюго Матучеку (Фрэнк Морган). На протяжении девяти лет у него работает Альфред Кралик (Джеймс Стюарт), ныне — в качестве старшего продавца, но в последнее время Матучек стал относиться к своему работнику значительно холоднее, чем прежде, и Альфред никак не может понять, в чём причина такой перемены. Однажды, в магазин приходит девушка по имени Клара Новак (Маргарет Саллаван) в надежде, что её возьмут сюда продавщицей.
Поначалу Кларе отказывают, но после того, как ей удаётся «невозможное» (продать по двойной цене никому не нужную сигаретницу, выдав таковую за «особую шкатулку для конфет»), девушку принимают на работу. Правда, найти общего языка между собой Альфреду и Кларе не удаётся с самого начала, поэтому они постоянно ссорятся. При этом, оба абсолютно не подозревают, что «заочно» уже практически влюблены друг в друга: молодые люди давно состоят в переписке, а объединяет их общий почтовый ящик под N 237…
«Магазинчик за углом» является экранизацией (довольно востребованной в кино и театре) пьесы 1936 года «Парфюмерия» («Parfumerie», оригинальное венгерское название — «Illatszertar»), созданной американским драматургом венгерского происхождения Миклошем Ласло. За адаптацию пьесы для большого экрана отвечали сценаристы Самсон Рэфелсон и Бен Хект. Сложно сказать, насколько этот дуэт придерживался первоисточника, но сама картина с точки зрения сюжета интересна тем, что смотрится весьма необычно в контрасте с другими фильмами ведущих режиссёров Голливуда конца 30-х годов.
Скажем, в отличие от других работ Любича (не говоря уже про то, что снимали Капра, Уайлер, Хоукс и другие популярные в то время постановщики), «Магазинчик за углом» абсолютно не ставит перед собой никаких активных целей. Он не стремится агитировать (ни за, ни против чего-либо), критиковать, обличать или разоблачать (что-то или кого-то) и обходится практически без всякого пафоса и нравоучительности. Вместо этого, зрителю предлагается понаблюдать за вполне простой историей, которая может и не станет для него откровением, но, вместе с тем, обладает своим особым очарованием.
Основных сюжетных линий в «Магазинчике…» две (обе очень гармонично сосуществуют в сценарии вместе, не мешая друг другу): сложные отношения героев Джеймса Стюарта и Маргарет Саллаван и драматичные обстоятельства краха семейной жизни у персонажа Фрэнка Моргана. Всё это подано в качестве повседневных рабочих будней галантерейного магазина, в котором, кстати, и развивается 90% сюжета.
Именно с этого момента стоит сказать «спасибо» Эрнсту Любичу, поскольку благодаря постановщику, несмотря на вышесказанное, фильм не кажется слишком театральным (как можно было бы ожидать от экранизации пьесы), а даже наоборот — кажется в чём-то очень искренним и реалистичным. Не исключено, кстати, что в ситуациях, показанных в сюжете, некоторые зрители узнают случаи, которые с ними происходили в реальной жизни.
Возвращаясь к сценарию, остаётся отметить, что удачно в нём прописан не только сюжет, но и персонажи: в постановке Любича они также не похожи на набор штампов и шаблонов (как это нередко бывает в голливудских картинах того времени), а на живых людей со своими печалями и радостями (в которых как тогда, так и сегодня, зрители тоже смогут узнать самих себя или, по крайней мере, своих родственников, друзей, знакомых или коллег по работе).
О режиссуре Любича ещё хотелось бы добавить, что помимо искренности, постановщику также прекрасно удалось в фильме создать особую (если можно так сказать, «тёплую») атмосферу, когда абсолютно никакие нюансы (вроде некоторой прямолинейности и предсказуемости развития сюжета) не мешают проникнуться событиями, происходящими в жизни героев фильма (что удаётся, кстати говоря, далеко не каждому режиссёру).
Ну и, наконец, несколько слов о самых заметных участниках актёрского состава «Магазинчика…». Сыгравшая Клару Новак, Маргарет Саллаван, в принципе, произвела положительное впечатление. Но наблюдая за ней, сложно было отделаться от ощущения, что актриса играет так, словно её снимают в драме, хотя фильм, по большому счёту, всё же являлся рождественской комедией (определённый драматизм в сюжете, конечно, есть, но сконцентрирован он отнюдь не на героине Саллаван).
Впрочем, основной картины Маргарет не испортила. Что касается воспеваемой всеми кинокритиками экранной «химии» тандема Джеймс Стюарт — Маргарет Саллаван, то здесь соглашусь: к их третьему совместному фильму таковая уже действительно хорошо чувствовалась. Переходя к Стюарту, скажу, что он в роли старшего продавца Кралика смотрелся очень мило и был вполне на своём месте, чему не помешала даже его далеко не «венгерская» внешность.
Заслуживает высоких оценок Фрэнк Морган, игравший владельца магазина с неудачами в личной жизни (мне, честно говоря, со второй половины фильма чисто по-человечески было жаль его персонажа). Также, выделялся Джозеф Шилдкраут в качестве лицемерного клерка, ставшего одной из причин вышеупомянутых неудач у героя Моргана.
В заключении, констатирую, что Эрнст Любич снял практически идеальный для своего жанра фильм, который, помимо прочих достоинств, кажется ещё и очень, скажем так, «уютным» (а это, определённо, немаловажно для «новогодней» киноленты). Поэтому: любителям голливудской киноклассики 1930—40-х годов; почитателям талантов актёров, задействованных здесь; тем, кому интересно творчество Любича, … в общем, кому угодно «Магазинчик за углом» можно смело рекомендовать к просмотру.
9 из 10
1940 год в творческой биографии Джеймса Стюарта оказался не менее плодотворным, чем предыдущий, 1939-й (именно в 1940-м актёр снимется в фильме, который принесёт ему премию «Оскар», но об этом уже позднее). А картиной, с которой Стюарт начал тот год, стала рождественская романтическая комедия режиссёра Эрнста Любича «Магазинчик за углом», снятая на студии MGM. Сюжет: Приблизительно середина 1930-х годов, Венгрия, Будапешт. На одной из улиц города расположен небольшой галантерейный магазин, принадлежащий Хьюго Матучеку (Фрэнк Морган). На прот