Кажется, только Триер способен был простебать сам себя, сняв Manderlay. Есть ощущение, что, обогатив мировой кинематограф «Догвилем», Ларсу стало скучно. Нафик динамику (и историю) развития кино в целом, если здесь и сейчас можно замахнуться на «антиэпатаж» (особенно с учетом того, что никто толком не знает, как этот самый «антиэпатаж» должен выглядеть)!
Короче говоря, если Dogville — революционен по форме, бесконечно многослоен по структуре и противоречив своей «начинкой», то Мандерлэй — аллюзия на социальный неореализм 70-х (кажется, пара-тройка замахов на «новый неореализм» у Триера вырвалась наружу). Поэтому ярым фанам Догвиля он показался скучным, а ярым противникам — неплохим.
Все логично. Вскользь оговоренный в фильме вопрос столкновения радикальных взглядов не мог не породить противоречий. Мне кажется, что Ларс опять вернулся к своим старым прикольчикам в духе «как рассказать о картине, не затронув главного». Самый эпичное его высказывание про Manderlay звучит примерно так: «О, меня будут ненавидеть и негры и ку-клус-клановцы». Ага. Забыл уточнить: ненавидеть в принципе будут лишь они одни.
Короче говоря, ЛфТ вдруг вспомнил о том, что «жанровое кино — зло», но мысль решил развить оригинально: создав попурри, в котором не просто стебет личные догматы (с «Догма-95» не путать), но и мимоходом поясняет некоторые моменты своей фильмографии публике. Дошел даже до того, что примерил «пиджачок моралиста», втолковывая зрителям кой-чего из того, что в Догвиле было на поверхности (с какой целью — вопрос занятный, но не оч важный).
Лучшее из Manderlay — размышление о самой сущности дилемм (границы рабства и отношение к нему — иллюстративный пример), обыгранное открытым юмором. Жанровая принадлежность, естественно, заявлена как «драма». Но по факту — это комедия абсурда. Комедия с элементами утопии и аниутопии. Так сказать авторская интерпретация: Ларс считает, что юмор в кинематографе лучше всего совсестим с социальной тематикой. Ну и ладушки.
Критики, кстати, абсолютно по делу высказали свое «фи» не слишком высоким рейтингом (51% на томатах оч символичен). Действительно, это худшая работа Триера-режиссера. Но это же стеб. И он забавен. К тому же Триер-сценарист притащил в Manderlay пару-тройку «мешочков с символами», которые вполне увлекательно разгадывать (на финальных титрах символизм заканчивается, уступая, наконец, драматическому фотоэпилогу, но это уже совсем другая история).
Кажется, только Триер способен был простебать сам себя, сняв Manderlay. Есть ощущение, что, обогатив мировой кинематограф «Догвилем», Ларсу стало скучно. Нафик динамику (и историю) развития кино в целом, если здесь и сейчас можно замахнуться на «антиэпатаж» (особенно с учетом того, что никто толком не знает, как этот самый «антиэпатаж» должен выглядеть)! Короче говоря, если Dogville — революционен по форме, бесконечно многослоен по структуре и противоречив своей «начинкой», то Мандерлэй — аллюзия на социальный неореализм 70-х (кажется, пара-