«- Юноша, помни о времени и беги от зла». (с)
Во времена Великой Депрессии, и в особенности в период так называемого «сухого закона» в Америке творилось примерно то же самое, что и у нас в «лихие» 90-ые. А именно — страна утопала в нищете, коррупции и преступности. Голодающие люди хватались за любую работу, дабы урвать пару центов, а безбашенные парни (вроде легендарного Джона Диллинджера) пытали удачу грабя банки с пулемётом «Томпсона» в руках. Но были гангстеры и иного склада. Например как Аль Капоне, которые владели настоящей подпольной империей: казино, проституция, отели и бары с контрабандной выпивкой. Они рискуя своей свободой, а подчас и жизнью купались в деньгах, имея всё что только пожелают от шикарной одежды и дорогих особняков, до красивых машин и роскошных яхт. Но всему в этом мире есть цена, и рано или поздно за всё это приходится платить. Причём не только свободой, а зачастую жизнью…Голливуд своевременно откликнулся на гангстерский произвол, и выдал в начале 30-ых несколько мощных кинолент на эту тему. В них он не просто поделил людей в форме и парней в элегантных пальто и шляпах на «хороших» и «плохих». А так же попытался понять что движет теми и этими, почему преступники выбирают именно такую дорогу, не желая идти в ногу со всеми. Так же гангстеры были показаны не только в процессе «работы», но и в общении с друзьями, девушками, соперниками и врагами — то есть, самыми обычными людьми, с человеческими привязанностями и принципами. Для них «честь», «дружба» и «любовь» были не пустыми словами. Во всяком случае, кинематограф пытался уверить в том, что не для всех из них. Об одном из таких «благородных» гангстеров и пойдёт речь в криминальной драме «Манхэттенская Мелодрама», выпущенной студией «Метро-Голдвин -Майер», незадолго после отмены «сухого закона» в 1934 — ом году…
Эдвард Галлахер по прозвищу «Блекки» и Джим Уэйд — друзья детства, которые вместе через многое прошли, во всём поддерживая друг друга, и многое пережили, включая гибель своих родителей (плывший по реке пароход, на котором герои ехали с семьями загорелся и трагически затонул). Их спас священник, с которым они в последствии подружились, а усыновил респектабельный дядька, потерявший в той же катастрофе их ровесника — сына. Правда их добрый отчим — еврей вскоре погиб при стычки с полицией, которая усмиряла бунтующих американских пролетариев (к слову, организованную самим Троцким!), и друзья вновь осиротели. Тем не менее, жили они дома предоставленные сами себе, каким то образом избежав интерната, учились и постепенно взрослели. Вернее учился один Джимми, который в последствии получил степень бакалавра и стал городским прокурором. А Эд всё время проводил на улицах, устраивал всякие игры на деньги в подворотнях и якшался с городской шпаной, и следовательно со временем вырос в гангстера, который владеет подпольным казино и заправляет ставками на различных тотализаторах. Друзья ведут слишком разную жизнь, и проводят время в слишком разных компаниях, поэтому видятся всё реже и реже. Но тем не менее, находят часок — другой что бы поболтать по душам в баре. И хотя сокрушаются по поводу того, что не могут видится чаще, нечего с этим поделать не могут. Находясь как бы по разные стороны баррикад, Эд и Джимми по прежнему являются друзьями. Даже тот факт, что Элеонора — любимая девушка первого однажды ушла ко второму, не смог разрушить их крепкую мужскую дружбу. На оборот, непутёвый «Блекки» был даже рад за любимую, то что она предпочла связать свою жизнь с порядочным, имеющим большое будущее человеком. Ситуация начнёт меняться в тот момент, когда Галлахера начнут подозревать в убийстве известного букмекера, который был должен ему большую сумму денег. Только что выбранный на пост окружного прокурора Уэйд должен найти виновного в этом деле. И если случай помогает Эдварду выпутаться в первый раз (дело закрывается за недостатком улик), то следующее убийство так просто ему с рук не сходит… Второй жертвой «Блекки» становится продажный политик пытавшийся надавить на Джима, уже выдвинувшего на тот момент свою кандидатуру на должность губернатора штата. Зная, что скандал затеянный этим мерзавцем положит конец блестящей карьере друга (тот собирался рассказать про дружбу прокурора с крупным гангстером), Галлахер хладнокровно пристрелил этого негодяя. Но, как было сказано его арестовали, а обвинителем на его процессе волею проведения стал некто иной, как сам Уэйд. Несмотря на дружбу и тёплые чувства к товарищу детства, принципиальный Джим решил добиваться для Эдварда электрического стула…
Стоит похвалить ведущее актёрское трио картины. Мира Лой идеально подошла на роль любящей двух таких разных мужчин Элеоноры, Уильям Пауэлл был безупречен в роли решительного и не знающего компромиссов Джима Уайда, ну а «король экрана» Кларк Гейбл — не просто прожил роль своего гангстера Эда Галлахера, но и умер ею. «Химия» между этими тремя чувствуется невероятная! При том, что совместных сцен у них вроде как вообще нет (имею в веду тех, где все трое появляются вместе), либо Эд с Элеонорой, либо Джим с Эдом или Элеонорой. Но по окончанию невозможно не признать — трио просто шикарное! Хотя сегодня, спустя более 80-ти лет «Манхэттенскую Мелодраму» одни помнят в основном из за роли Кларка Гейбла, а другие из за того, что фильм В. С. Ван Дайка и Джорджа Кьюкора стал последним который посмотрел грабитель банков Джон Диллинджер. Но тем не менее, если вы решите посмотреть трогательную (но в тоже время не «сопливую») историю о настоящей дружбе и любви — этот фильм подойдёт как нельзя лучше.
Сценарий написанный Артуром Цезаром и Джозефом Лео Манкевичем в своё время получил Оскар. Сюжет и вправду очень хороший и лихо закрученный, не смотря на относительно малую продолжительность картина воспринимается как нечто вроде саги. Для этого в ней есть проходящие трудный жизненный путь герои, «побочные» персонажи, большой временной интервал повествования… По многим показателям этот фильм можно так же отнести к жанру «нуар». Лично мне он напомнил просмотренных когда то «Ангелов с Грязными Душами» (1938). Только там «правильный» герой был не прокурором а священником, а игравшие друзей Джеймс Кэгни и Пэт О’ Брайен исполнили свои роли не хуже Кларка Гейбла и Уильяма Пауэлла.
Если в начале своей рецензии я привёл цитату призывающую к размышлению и добродетели, то заканчивая её не могу не процитировать последние слова героя Гейбла: «-Уходить стоит как жил — не затягивая».
10 из 10
«- Юноша, помни о времени и беги от зла». (с) Во времена Великой Депрессии, и в особенности в период так называемого «сухого закона» в Америке творилось примерно то же самое, что и у нас в «лихие» 90-ые. А именно — страна утопала в нищете, коррупции и преступности. Голодающие люди хватались за любую работу, дабы урвать пару центов, а безбашенные парни (вроде легендарного Джона Диллинджера) пытали удачу грабя банки с пулемётом «Томпсона» в руках. Но были гангстеры и иного склада. Например как Аль Капоне, которые владели настоящей подпольной