Документальная лента "Марадона" рассказывает о жизни культового аргентинского футболиста Диего Марадоны. Фильм снят не менее известным сербским режиссёром Эмиром Кустурицей, чьи картины "Время цыган" и "Андеграунд" были отмечены высшими наградами на Каннском кинофестивале. Как и пристало настоящему гению, Эмир Кустурица не стремится ограничивать себя рамками обыкновенной документалистики. Отказавшись от хронологического принципа, режиссёр разделил фильм на семь частей, которые называются как семь смертных грехов. Использованные по ходу повествования кадры хроники гармонично сочетаются с отрывками из интервью, небольшими роликами и музыкой. В итоге перед зрителем предстаёт яркое многожанровое полотно, где нашлось место и игровому кино, и спортивному репортажу, и политическому памфлету с мультипликацией. Совсем неслучайно оригинальное название картины звучит как "Марадона Кустурицы". Сербский кинематографист даёт понять, что, работая над созданием фильма, он переживал всё лично, пропуская это через себя, и хотел показать именно своё видение. Поэтому здесь есть кадры, как режиссёр знакомит Диего со своей семьёй и как они вместе едут в Белград... Семь бед - один ответ"Марадона" стал первым фильмом о звезде футбола, где были освещены все аспекты его жизни. Должное внимание здесь уделено всем основным вехам жизненного пути футболиста: семья Марадоны, его нелёгкая борьба с наркотической зависимостью, политические рассуждения, дружба с Фиделем Кастро и лидером Венесуэлы Уго Чавесом и, конечно же, знаменитая история с "рукой Бога". Личность великого аргентинского футболиста показана как легендарная и, в то же время, живая и человечная. Это бескомпромиссный борец, который честен с собой и другими и который никогда не боялся высказаться о сильных мира сего. В то же время, изображены и слабые его стороны, показано, как наркотическая пучина затянула Марадону на самое дно жизни, где он чуть было не потерял самого себя. За кадромКак признаётся режиссёр, в процессе съёмок и общения с легендарным футболистом он познакомился с тремя Марадонами. Это футбольный учитель, семьянин и ярый противник политики Соединённых Штатов. Все эти три ипостаси, согласно замыслу Кустурицы, появляются в финале фильма, который снят на памятном для Диего стадионе Aztec в столице Мексики. Именно здесь на Чемпионате мира 1986 года в матче против команды Англии великий Марадона забил, пожалуй, самый знаменитый свой гол.
« — Я могу быть белым или черным. Но серым не буду никогда.» (Марадона)
Долго думал, смогу ли я написать рецензию на данный фильм одного из своих любимых режиссёров. Всё таки я принадлежу к поколению чьё детство выпало на 90-ые, а потому не застал спортивные годы героя этой документально — публицистической картины. Поэтому после первого просмотра фильма, который случился несколько лет назад — я и не стал тогда писать свою рецензию. Но затеяв не так давно подборку рецензий на все фильмы сербского постановщика, пройти мимо его «Марадоны» невозможно. Причина и в большой информативной и чисто зрительской ценности этой документальной картины, снятой знаменитым режиссёром с необычайной исповедальностью героя. Которая, конечно же была бы невозможна без авторитета снимавшего такое кино человека. Не мог простой телевизионщик или журналист добиться от легендарного футболиста такой большой искренности. Это обязательно должен был быть кто то из известных и крупных мастеров экрана, который решив дебютировать после успешной карьеры в художественном кино на поприще документалистики. Это с успехом проделывали разные режиссёры мирового уровня — например Оливер Стоун и наш Никита Михалков, который частенько снимает для телевидения публицистические новеллы. Но личность эпохального спортсмена заинтересовала другого мастера — родом с Балкан. Этим человеком стал популярный режиссёр «другого кино», лауреат двух Золотых Пальмовых Ветвей, номинант на премию Оскар, человек — оркестр — Эмир Кустурица. Который выступил на данном проекте и как автор оригинального замысла и как режиссёр и репортёр — интервьюер, и собеседник и даже как… партнёр на футбольном поле! Понимая, что это будет большая авторская картина о нём и его непростом жизненном пути, Диего Армандо Марадона согласился пустить собеседника — автора фильма в свой мир. Позволив себе за многие годы открыть душу перед своими поклонниками и миллионами зрителей, которые в последствии захотят посмотреть данный фильм.
Не являясь обычной биографической «документалкой», в стандартном понимании этого определения, фильм Эмира Кустурицы всё же рассказывает о знаменитом футболисте очень ярко и с присущей этому режиссёру толикой грусти — способной выжать скупую мужскую слезу, а так же эксцентрикой — которой полны его художественные произведения. Ну и конечно же, как и все его работы — фильм наполнен жизнеутверждающей музыкой. Над саундтреком картины занимался сын режиссёра — актёр, музыкант и композитор Стрибор Кустурица. Которого культовый отец в кадре представил великому футболисту. «- А это твой маленький? Иди сюда парень, как дела?» — сказал жизнерадостный Марадона, обнимая здоровенного лысого детину! Забавно отношение героя картины к окружающим людям, простым прохожим попадающим в кадр — когда они снимали на улицах Буэнос Айреса — почётным гражданином которого Диего Марадона является, или во время его визита в Белград. Невероятно тёплый приём оказали ему в Аргентине и в Испании. Везде и всюду появляясь на улицах, звезда футбола вёл себя как обычный парень с района — будто он для всех свой, вне зависимости от того, где он оказывается. Очень мудрые рассуждения о природе добра и зла в судьбе человека, о важности иметь перед собой цель. О любви и сожалении, которое футболист осознал слишком поздно. Когда понял, что не помнит взросление дочерей — так как много лет находился в наркотической зависимости, и то как это воспринимали его дети и супруга. Которая смогла вытащить мужа из бездны, оставшись с ним, даже тогда, когда у него обнаружились незаконнорожденные дети. Правда о судебных разбирательствах в фильме ни слова. Кустурица это объясняет косвенно, когда в начале фильма уподобляет себя назойливым папараци стремящимся заснять появление «звезды», или журналистам задающим своим «жертвам» скользкие вопросы. Поэтому автор тактично замалчивает неудобные темы, которые по большому отношению не играют никакой роли в понимании личности знаменитого футболиста. Всё лишнее режиссёр Кустурица оставляет за кадром. Зато много времени посвящено легендарному матчу между Аргентиной и Англией в 86 -ом, когда Марадона забил в ворота противников два гола, один из которых вообще от руки — в последствии этот гол получил название «Рука Бога». И имел принципиальное значение, в виду агрессивной политики Британии по отношению к родине Марадоны. В победе которой у всех тогда были сомнения…
Да, во многом мне сложно судить о личности героя картины. Ведь я не видел его на футбольном поле, и помню как толстого коротышку похожего на мафиози. Молодым его я видел лишь на постерах, футболках и игральных фишках с футболистами — которые собирал в третьем классе. О величии Марадоны свидетельствуют его список наград, статья о нём в Википедии и то, что он находится на первом месте среди футболистов 20 — ого века по версии влиятельного журнала «Таймс». Это долгое время не давало мне взяться за рецензию на «Марадону» Кустурицы. Однако, просмотрев рецензии других зрителей, я убедился что не я один не застал триумф этого спортсмена. Тогда я решил, что это и не так уж важно. Можно ведь описать достоинства фильма с позиции кино. И как кино, документальное кино — фильм конечно же уникален. Не имея стандартного сценария повествующего о детстве, юности и становлении этой колоссальной личности — как это обычно бывает в фильмах посвящённых известным людям, тем не менее картина раскрывает душу героя. Позволяя увидеть не «звезду» Марадону — а человека Марадону. Который может пообщаться с прохожими, посидеть в стрип — баре за кружкой пива и откровенно говорить о жизни и политики. Вернувшись к нормальной жизни и сумев побороть свою пагубную зависимость, Марадона стал основателем собственной церкви — «прихожане» которой — его фанаты. А о жизни футболиста даже была написана песня «La mano de Dios» — которая звучит здесь в исполнении самого Марадоны. Рассказывается о его визите на Кубу и о легендарной встрече с лидером «острова свободы» — Фиделем Кастро, подарившим гостю военную фуражку с дарственной надписью на память. Мало кто знает, но поехав на Кубу, Марадона отдал предпочтение их премии, отказавшись прилететь для аналогичной награды в США. Являясь ярым противником диктата больших держав и выступая открыто против кровавых политиков, вроде Джорджа Буша — Марадона стал для государственных мужей нежелательным гостем. Так как всегда говорил собеседникам в лицо всё то, что думает о них и их политике… Словом — этот фильм и о Марадоне и о Кустурице и об его отношении и к герою картины и к самому футболу — которым режиссёр был увлечён в юности. Очень интересная, познавательная и как всегда у этого автора — душевная картина. Так что, всем её советую.
« — Я могу быть белым или черным. Но серым не буду никогда.» (Марадона) Долго думал, смогу ли я написать рецензию на данный фильм одного из своих любимых режиссёров. Всё таки я принадлежу к поколению чьё детство выпало на 90-ые, а потому не застал спортивные годы героя этой документально — публицистической картины. Поэтому после первого просмотра фильма, который случился несколько лет назад — я и не стал тогда писать свою рецензию. Но затеяв не так давно подборку рецензий на все фильмы сербского постановщика, пройти мимо его «Марад