Всё, что мы называем реальным, состоит из вещей, которые нельзя рассматривать как реальные. Нильс Бор
Пока старший братец Мртина Вильнёва, Дени, раздувал свои бутафорские «Пожары» и потихоньку топтал себе тропинку в Голливуд, вминая в рыхлый грунт своего таланта его жадные ростки, младший наскоблил немного денег и поставил у себя на родине весьма незаурядную футуристическую (псевдо)философскую драму. Жаль только, что в тени «Прибытия» на нашу грешную огромного корабля пришельцев и в нервном хрусте попкорна, доносящегося из под ног бегущих на премьеру «Бегущего», про фильм Мартина уже мало кто вспоминает. Впрочем, а что жаль? Не научился Мартин у брата тому, как нужно снимать коммерческое кино, и прекрасно! Должны же чем-то утолять свой интеллектуальный голод такие убогие киноманы как я.
А кушанье у Мартина Вильнёва и Робера Лепажа получилось на славу. Не шедевр, правда, но привередливому киногурману явно есть чем полакомиться: свежий сюжет, упакованный в натуральную футуристическую оболочку, нашпигованный в равной пропорции серьезными и фарсовыми сентенциями героев, ловко погруженный в тело драмы, заправленный хорошей музыкой, и, наконец, красиво поданный, оставляет долгое приятное послевкусие и способствует шевелению извилин того, что у современного человека превращается в рудиментарный орган и скоро, наверное, будет заменено на голограмму (как голова мсье Спаака в фильме). Что же, попробую разобрать отдельные ингредиенты этого блюда.
Начну с обертки. Футуристическое оформление явлено зрителю с хорошим вкусом: без кичливости, с признаками собственной фантазии, выдержанным по стилю в различных локациях. Фантастические детали не акцентируются и не концентрируются в одном углу; они разбросаны по всей картине, но поданы так, чтобы не довлеть над собственно футуристическими, причем в рисовке и тех и других нередко заметно легкое озорство авторов.
Весьма удачен музыкальный ряд ленты: «космический джаз» изначально привязан к действию, от чего кажется, что сочинили его не для фильма, а в самом фильме. А уж на каких инструментах его исполняют! Дизайну позавидует и Шемякин, а выпускали бы такие «сексофоны» (правильнее «эротофоны») сегодня, маэстро Голощекин явно бы заказал парочку для своей филармонии, а заодно пригласил бы маэстро Обю на гастроли.
Но самое вкусное находится за удачными декорациями. Режиссер не дает скучать искушенному зрителю и то и дело провоцирует его сознание смесью из весьма любопытных заявлений: от совершенно абстрактных, вроде того, что «алкоголь и сны не смешиваются» до одного из едва ли не самых полемичных в философии человеческого сознания: «наше сознание создает реальность» — что не только озвучивает, но и тут же демонстрирует Спаак в одном из эпизодов с «голографической гастрономией». Сцена эта воспринимается как гротескная иллюстрация озвученного философского предположения, но в этом фильме Вильнёву-младшему удалось необычайно естественно совместить гротескные и сугубо философские детали сюжета.
В целом, мысль об определяющей роли сознания в существовании материи в картине повторяется неоднократно. Но если планеты Марс в реалии не существует может быть только в голове «безголового» Спаака (то есть может быть она, планета, существует только в вашем сознании), то сила настоящей любви однозначно может отправить не только ваше сознание, но и тело на любую планету, а если такого небесного тела не существует, то — создать его. Иначе, переиначивая определенный выше «антропный принцип», можно сформулировать следующую максиму: без любви нет материи. Что, лишку хватил? Ну тогда так: без любви не будет материи (и никогда не было бы).
Всё перечисленное — далеко не всё любопытное, что вы можете найти в «Марсе и Апреле»: там ещё много-много всего удивительного и занятного; в том числе и того, что я, может быть, и не приметил вовсе. Так что если вы уже обсудили с друзьями все (не)интересности «Прибытия» и сходили на «Бегущего», не поленитесь на досуге познакомиться с творчеством младшего брата вашего (не)любимого режиссера: надеюсь, разочарование вас не постигнет.
И да простят меня поклонники творчества Лепажа, но, право, хорошо, что в своё время тот отказался от режиссирования этого фильма, а остался только его призрачным соавтором, заодно сыграв здесь интересную полупризрачную (полуголографическую) роль: «сила тяжести» в построенном им мире наверняка оказалась бы большей этого параметра в картине Мартина, у которого всё получилось с марсианской легкостью (F на Марсе в 2,5 раза меньше земной).
Всё, что мы называем реальным, состоит из вещей, которые нельзя рассматривать как реальные. Нильс Бор Пока старший братец Мртина Вильнёва, Дени, раздувал свои бутафорские «Пожары» и потихоньку топтал себе тропинку в Голливуд, вминая в рыхлый грунт своего таланта его жадные ростки, младший наскоблил немного денег и поставил у себя на родине весьма незаурядную футуристическую (псевдо)философскую драму. Жаль только, что в тени «Прибытия» на нашу грешную огромного корабля пришельцев и в нервном хрусте попкорна, доносящегося из под ног бегущих на