«Матч смерти» — история, которая тронула ни одно сердце. О знаменитом поединке было написано немало книг, снято немало кинофильмов, но по-особенному отнеслись к кинокартине «Матч». Действительно, это был ожидаемый фильм, о котором сразу же пошло немало слухов, и у которого тут же появились свои приверженцы и противники.
Сложно говорить об этой картине объективно, так как тема войны никогда не была одноплановой. Война — это и человеческое горе, и проблески счастья, и борьба, и смерть. Эта история — яркий пример того, как способен бороться человек. Даже не за свою жизнь, а за нечто большее — ведь выход футболистов «Динамо» против сборной команды из Германии — это уже перчатка в лицо Третьему Рейху. Война продолжается, и даже здесь, на поле, сломленные и обессиленные футболисты — как умеют — ведут борьбу, не щадя себя.
Но, увы, режиссёр фильма решил показать войну более крупным планом — не только в линии футболистов. И если, скажем, история взаимоотношений Николая Раневича и Анны Швецовой Малюкову удалась, то постепенное расширение картины было, на мой взгляд, провалено. Война в картине выглядит локальной, имеющей место периодически и в разных точках. Нет ощущения целостности, нет ощущения реального уничтожения. Германия представлена тираном, который периодически начинает «капризничать». Кажется, будто фашисты, установив власть над Киевом, заканчивают на этом свои преступления. Но из воспоминаний людей, которым довелось видеть всё это своими глазами, мы знаем, что ситуация была далеко не такой красочной, как она изображена в фильме.
Из 5 баллов работе Малюкова можно отдать 3. И, как совет для режиссёров, берущихся освещать событие не общего масштаба, — это предложение подумать, есть ли возможность расширить кадр качественно, чтобы это не повлияло на общую картину. Фильм «Матч», к сожалению, нарезан из частей: трогательная история сопротивления и борьбы против набросков города, в котором есть враг. Эти наброски похожи на черновые — просто обрисовать общую картину. Имеется город, который захвачен врагом. Здесь ходят немцы, здесь гибнут люди. Чтобы показать последнее, чтобы стало понятнее без разъяснений, в кадре порой появляются чёрные кресты и в концлагере кого-то убивают.
Кстати, интересный факт: «матча смерти» как такового не было. Действительно, существовала команда «Старт», в состав которой вошло немало динамовцев, и «Старт» провёл не один матч. Расстрела целой команды после поединка не было, а Трусевич (прототип Раневича), Кузьменко и Клименко были убиты в концлагере спустя несколько месяцев.
Неплохой фильм, но ожиданий, к сожалению, не оправдавший.
«Матч смерти» — история, которая тронула ни одно сердце. О знаменитом поединке было написано немало книг, снято немало кинофильмов, но по-особенному отнеслись к кинокартине «Матч». Действительно, это был ожидаемый фильм, о котором сразу же пошло немало слухов, и у которого тут же появились свои приверженцы и противники. Сложно говорить об этой картине объективно, так как тема войны никогда не была одноплановой. Война — это и человеческое горе, и проблески счастья, и борьба, и смерть. Эта история — яркий пример того, как способен бороться че