Знакомый почти наизусть текст культового романа-фельетона «Золотой теленок» Ильфа и Петрова в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» звучит по-особому. Изредка ухо улавливает матерное слово-довесок к какой-либо цитате из романа. А Корейко! Мало того, что в фильме подпольный миллионер работает не в конторе, а является музейным работником и хранит чемодан с деньгами в гигантском аквариуме с осетровыми. Утонченный музейный работник Корейко (Андрей Смирнов) противопоставлен наглому, толстому бодрячку Остапу Бендеру (шоумен Сергей Крылов), облаченному в яркие пиджаки и сорочки. Третья сторона любовного треугольника — Зося Синицкая (Алика Смехова) — сексапильная брюнетка с томным взглядом, поет в местном ресторане.
Песня «Летят перелетные птицы» Блантера, созданная уже в конце сороковых, декорации, имитирующие сталинский ампир, кришнаиты, явившиеся в лекторий после газовой атаки, и броские наряды главных героев кричат о том, что это китч. Текст романа сжали до необходимых размеров и вмонтировали в сказку-сон, мечту советского человека.
Абсурдность происходящего на фоне павильонов ВДНХ, здания ГУМа и прочих монументальных строений, уравновешивается знакомым с детства каноническим текстом. Сюжет вроде бы предсказуем, за исключением мелочей, например, «Антилопа» не разваливается на ухабах, а взрывается. Балаганов (Евгений Дворжецкий) тырит кошелек у гражданки в просторном вестибюле метро, перед этим получив у Остапа пятьдесят тысяч рублей, сидя в ресторане у фонтана «Дружба народов» с золотыми скульптурами, символизирующими советские республики. Фонтан был создан в 1954 году, но для эстетики фильма он был необходим как воздух, как рубиновые звезды Кремля, появляющиеся в сцене командировки Остапа в Москву.
В фильмографии Василия Пичула ко времени создания фильма «Мечты идиота» уже есть «Маленькая Вера» и «В городе Сочи темные ночи». Такое ощущение, что режиссеру надоели житейские проблемы главных героев, их недостатки, и он решил снять эстетически красивое, стильное кино о жизни мифических героев в стилистике мифической же «Великой Эпохи». Никаких кухонных разборок, безработицы, алкоголизма. Только вкусняшка. Остап Бендер в клетчатом пальто, голубой лыжной шапочке, канареечного цвета рубахе и джемпере в разноцветный ромб. Приятный во всех отношениях Паниковский (Станислав Любшин) выкрикивает фразу «жалкие, ничтожные люди», кутаясь в роскошное пальто. Интонация, с которой произнесена эта бессмертная цитата, дает понять, что Паниковский является интеллигентом прошедшего, царского периода. А привычка воровать гусей — это всего лишь побочное действие великой любви Паниковского к птице. Примечательно, что погиб он от руки могучей женщины с веслом, привет соцреализму.
Мы любим приукрашивать прошлое. Пичул не просто приукрасил детали ушедшей эпохи, он выдумал заново мир тридцатых годов прошлого века, якобы прокатившихся по мифическому пространству от Арбатова до Черноморска.
Знакомый почти наизусть текст культового романа-фельетона «Золотой теленок» Ильфа и Петрова в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» звучит по-особому. Изредка ухо улавливает матерное слово-довесок к какой-либо цитате из романа. А Корейко! Мало того, что в фильме подпольный миллионер работает не в конторе, а является музейным работником и хранит чемодан с деньгами в гигантском аквариуме с осетровыми. Утонченный музейный работник Корейко (Андрей Смирнов) противопоставлен наглому, толстому бодрячку Остапу Бендеру (шоумен Сергей Крылов), облаченному