Основная интрига, разыгранная в фильме — вовсе не об усилиях специального агента британской спецлужбы Квиллера по выявлению подпольной базы нацистов в Западном Берлине, как может показаться на первый взгляд. Хотя, конечно, сюжетная фабула крутиться именно вокруг этого. Акценты сдвигаются…
Вспомните, взгляд полный обожания, который бросал Макс фон Зюдов на «задержанную» учительницу Инге (прелестная Зента Бергер). Ох, этот взгляд! И что за ним стоит?!
А портрет обнажённой девушки, висящий над камином в холле резиденции всё того же Зюдова. Кто изображён на портрете? Ответ, к немалому удивлению нацистов, даёт обколотый «сывороткой правды» сам же Квиллер.
И, наконец, финальная сцена… Британский агент направляется в западноберлинскую школу, где преподаёт всё та же «добропорядочная» Инге. Это и есть ключевая сцена. Но поскольку Квиллер от разгадки данного ребуса оказался намного дальше зрителя (тоже очень любопытный приём режиссёра Майкла Андерсона), то происходит обратное. Зритель куда подальше гонит от себя вывод, который напрашивается сам собой: «Инге?! Не может быть! Потому что двойную игру первым почувствовал бы именно Квиллер — искушённый сотрудник спецслужбы. Закон жанра!»
Первый раз я посмотрел «Меморандум Квиллера» в 1974 году. То есть тогда, когда его закупил и выпустил на экраны советский кинопрокат. Нам, семиклассникам, фильм очень запомнился… Как же, сколько интересных деталей и сюжетных поворотов. Обкусанный кусочек провода, лежащий на полу в гараже. И тут же — бомба, скользящая по капоту «Мерседеса». «Случайное» столкновение с чьим-то чемоданом на входе в отель. И вот, главный герой уже засыпает за рулём своего «Порше».
А логово нацистов… Причем, не такое, как неестественно-карикатурно его изображали голливудские ленты или ура-патриотичные фильмы-агитки эпохи СССР про Великую Отечественную.
Умный, проницательный герой Макса фон Зюдова здесь, скорее, больше сродни нашему Мюллеру-Броневому. Ведь тогда, 41 год назад, были свежи воспоминания от недавно вышедших «Семнадцати мгновений», которые считались неким эталоном подобного жанра…
Ну, и главный персонаж — Квиллер в исполнении Джорджа Сигала. Да, он в некотором роде тоже супермен. Хотя и не такой «запрограммированный», как, скажем, эсквайр Хью Драммонд из другой блистательной английской ленты «Беспощаднее мужчин».
Квиллер работает с необыкновенной самоотдачей. Можно сказать, с огоньком. А в самые сложные и кульминационные моменты, его выручают, нет, не кулаки… Чувство юмора. Это и отличает Квиллера от его коллег-героев из других фильмов про спецслужбы и суперагентов. Он ироничен к своим начальникам-боссам, к врагам и даже самому себе. А как красиво Квиллер разыграл финальную партию в Западном Берлине! Просто ушёл из той школы. Без выяснения отношений. По-английски. Как настоящий джентльмен.
Отличное кино. Оно не устареет и через 100 лет. Советую всем!
10 из 10
Основная интрига, разыгранная в фильме — вовсе не об усилиях специального агента британской спецлужбы Квиллера по выявлению подпольной базы нацистов в Западном Берлине, как может показаться на первый взгляд. Хотя, конечно, сюжетная фабула крутиться именно вокруг этого. Акценты сдвигаются… Вспомните, взгляд полный обожания, который бросал Макс фон Зюдов на «задержанную» учительницу Инге (прелестная Зента Бергер). Ох, этот взгляд! И что за ним стоит?! А портрет обнажённой девушки, висящий над камином в холле резиденции всё того же Зюдова.