Welt am Draht — первый и пока единственный фильм творца нового немецкого кино, который мне довелось посмотреть. «Тринадцатый этаж» я увидела раньше, но фильм не оправдал многочисленных рекомендаций, и захотелось обратиться к первоисточнику.
В первую очередь поразили 3 с половиной часа экранного времени, отведённые фильму: хронометраж «13-го этажа» почти на 2 часа меньше, а сняты оба фильма по роману Галуйе «Simulacron-3». Зачем режиссеру потребовалось столько времени, и не получился ли фильм затянутым? На чём он хотел заострить внимание зрителей?
Как ни странно, формат сериала оказался вполне уместным. Глупо было бы так быстро открывать все карты думающему и желающему докопаться до истины Фреду Штиллеру, и это происходит лишь через три часа. События не форсируются, и у главного героя есть время, чтобы осознать всю никчемность происходящего, тогда его переход в реальную жизнь выглядит заслуженным и долгожданным. Немало времени занимают и звуковые эффекты, доказывающие марионеточность существования Фреда, его зависимость от воли тех, что «наверху». Кроме того, мы видим, как Фред длительное время «впитывает» всю обстановку своего места работы: настороженно относится к Зискинсу и упрекает его в меркантильности, подозревает обезоруживающую Глорию Фромм, встречается с другом и ищет нужную информацию.
Режиссёрская работа Фассбиндера здесь достойна похвалы, несмотря на то, что кинокритики не выделяют Welt am Draht в числе его лучших фильмов. Примечательно и звуковое оформление картины, которое создаёт гнетущее впечатление и вызывает напряжение у зрителя в нужное время. Такой приём прямо противоположен тому, как в «2001: A Space Odyssey» Стэнли Кубрик некоторые ключевые моменты сопровождал полной тишиной. Очень порадовала музыка из титров (Fleetwood Mac — Albatross), она отсылает к возможному хэппи-энду и просто очень здорово расслабляет.
Подбор актёров, которых я также ни в каком ином фильме на сегодняшний день не видела, меня впечатлил. Клаус Лёвич — не только красавец-мужчина, но и актёр, способный создать фактурный и небезынтересный персонаж, вступающий в резонанс с окружающей его «действительностью». Маша Раббен в роли «дочери Генри Фолльмера», создающая образ самой роковой из роковых женщин, запомнилась не столько актерской игрой (она сыграла лишь в 7 фильмах, и это не было её основной профессией), сколько интересной модельной внешностью.
Рекомендую.
9 из 10
Welt am Draht — первый и пока единственный фильм творца нового немецкого кино, который мне довелось посмотреть. «Тринадцатый этаж» я увидела раньше, но фильм не оправдал многочисленных рекомендаций, и захотелось обратиться к первоисточнику. В первую очередь поразили 3 с половиной часа экранного времени, отведённые фильму: хронометраж «13-го этажа» почти на 2 часа меньше, а сняты оба фильма по роману Галуйе «Simulacron-3». Зачем режиссеру потребовалось столько времени, и не получился ли фильм затянутым? На чём он хотел заострить внимание зрит