Герман Мелвилл — американский писатель, большую часть времени проживший в Нью-Йорке, написал более десятка романов, и «Моби Дик» его самое известное и популярное произведение. Когда-то его дом, где писался «Моби Дик», стоял у самой кромки моря, и писатель часто прохаживался по береговой кромке. Через пятьдесят лет после его смерти море отступило от дома Мелвилла, а ныне он совсем не сохранился. Другие романы Мелвилла нынче полузабыты, но «Моби Дик» оказался не только самым знаменитым романом, вошедшим в сокровищницу мировой литературы, но и творением, с экранизацией которого мимо пройти было просто невозможно.
Как известно, на классике можно делать деньги вечно, и сценаристы очень точно сумели передать суть книги, сохранив даже библейские аллюзии, которыми богат «Моби Дик». Особенно трепетно были переданы диалоги и книга практически полностью перешла на экран, что само по себе является редкостью, и лично мне приходится очень по душе. Я читал «Моби Дика» довольно давно, но суть книги помню достаточно хорошо, и поначалу даже не увидел каких-либо расхождений с оригиналом. Но, как оказалось, незначительные расхождения все же были, но они совершенно не повлияли на повествование.
В написании сценария участвовал небезизвестный Рэй Брэдбери, который изредка пописывал для кино. В 1953 году режиссёр Джон Хьюстон прочитал рассказ Брэдбери «Ревун» и увидел нечто напоминающее стиль Мелвилла. Он связался со знаменитым писателем, и тот дал понять, что не против сотрудничать. И, в частности, именно он придумал драматический финал фильма, когда мёртвый Ахав «зовёт» команду за собой. Старший помощник Ахава — Старбак, который всегда выступал против охоты на гигантского кита, у Брэдбери и Хьюстона сам уводит на гибель команду, приказав атаковать Моби Дика.
Кстати, о Хьюстоне. Имя этого режиссера не нуждается в представлении. Это просто настоящий титан своего дела, но «Моби Дик» он называл «…самой сложной картиной, какую я когда-либо снимал». Съёмки морской натуры проводились на Канарских островах, а Новой Англии в Ирландии. Также здесь много и студийных сцен, сработанных на натуру методом наложения и съемок моделей. В частности, в огромном бассейне студии «Шеппертон» в Лондоне. Моби Дик представлял собой механическую 30-тонную махину высотой почти 27,5 метра. Вот и оцените, что вас ждет в этом фильме, уважаемый читатель. Только учтите, что фильм вышел на экраны как-никак в 1956 году, но довольно ярок, особенно в морских сценах. Ну, и спецэффекты здесь имеются, куда уж без них. И Warner Brothers, снимавшая фильм, денег на них не жалела. Ровно, как и на передовую в то время систему Техниколор.
Очень порадовало появление в данной экранизации Орсона Уэллса в качестве проповедника. Обычно чаще всего в фильмах слышен его закадровый голос, а здесь он предстал во всей красе, читая проповедь об Ионе и ките, точь-в-точь, как было в романе. Грегори Пек довольно неплох в роли Ахава, но лично мне больше понравился Патрик Стюарт в одноименном сериале 1998 года. Пек здесь изначально не от мира сего, а Стюарт трогается умом постепенно. И последнее мне понравилось больше, но это не говорит, что Пек был плох. Он просто сыграл эту роль по-другому, и именно близко к тому, как было у Мелвилла.
Подытожу. Современному поколению рекомендовано смотреть более поздние версии. Классика Хьюстона покажется им скучноватой. Зрителям, знакомым с книгой, необходимо смотреть именно данную экранизацию, так как она очень точно передает автора. А вообще, почитайте книгу. Она очень хороша, ручаюсь.
Герман Мелвилл — американский писатель, большую часть времени проживший в Нью-Йорке, написал более десятка романов, и «Моби Дик» его самое известное и популярное произведение. Когда-то его дом, где писался «Моби Дик», стоял у самой кромки моря, и писатель часто прохаживался по береговой кромке. Через пятьдесят лет после его смерти море отступило от дома Мелвилла, а ныне он совсем не сохранился. Другие романы Мелвилла нынче полузабыты, но «Моби Дик» оказался не только самым знаменитым романом, вошедшим в сокровищницу мировой литературы, но и тво