Энн Деверо — миловидная блондинка с двумя сыновьями-подростками Робби и Джорджем — не склонна засиживаться на одном и том же месте. Гонимая всеми попутными ветрами меркантильных интересов по всему Восточному побережью Соединенных Штатов пятидесятых годов, Энн ищет «мужчину своей мечты» с тугим кошельком, пытаясь сменить бывшего мужа-гуляку на принципиально более адекватный вариант, да только с каждым новым поворотом градус адекватности на этой вашей Трансамерике радикально снижается и возникает ощущение езды по кругу, причём задним ходом и с минимальным запасом бензина и здравого смысла. И путешествие, которое продлится каких-то сущих полгода, многое переменит в жизни как самой попрыгуньи-стрекозы Энн, которая будто ведома лишь поиском личного блага, так и ее сыновей. А к худшему или к лучшему — как знать…
Основанный на воспоминаниях голливудского актера Джорджа Гамильтона о своей матери, фильм «Мой единственный» 2009 года режиссёра Ричарда Лонкрейна неизбежно воспринимается как очень личное произведение, как не лишенная синефильского обаяния Золотой Эры Голливуда история не столько воплощения пресловутой Американской Мечты — выйти замуж за богатого и жить ни о чем не думая или получив свои 15 славы, тут же приумножить их (если есть талант, конечно), сколь концентрированная в своей простоватой, линейной драматургии история взросления, причём далеко не Джорджа и его сводного брата Робби. Все события в ленте подаются со стороны пятнадцатилетнего Джорджа, который бывает и ироничен, и саркастичен в отношении своей матери, но чаще всего — честен и реалистичен в оценке ее импульсивных или просто не продуманных до внятного конца поступков. Так уж выходит, что именно сыновья показывают своей матери пример если не циничной рассудительности, то хотя бы той самой взрослости, которой ни в жисть нет ни у Энн, ни у всех ее мужчин, включая бывшего. Собственно, фильм задает один из наиболее важных вопросов современного человека: что из себя должен представлять настоящий мужчина? А кто такая на самом деле настоящая женщина? И можно ли ценой жертвы внимания собственным детям достичь столь желанного личного счастья? Ответ более чем однозначен, тем более что как раз Джордж на фоне всех остальных героев показывает верное мужское поведение даже в самых непростых ситуациях.
Британский режиссёр Ричард Лонкрейн применяет в картине академичный, даже несколько лишенный индивидуальности киноязык, сосредоточиваясь не на изощренных операторских приёмах и не на визуальном экспериментаторстве, а на предельной драматургической жизненности. При всей своей ламповой ностальгии по старой Америке, режиссёр преподчитает соблюдать баланс между исключительной художественностью и не самой привлекательной реальностью, в конце концов говоря о том, что добровольное бегство к некоей фиктивной лучшей жизни ни к чему положительному привести не может, тем паче что даже эту фикцию надо заслужить. Хотя в то же время нет ничего удивительного, что сюжет замыкается на Голливуде, и эскапистское road movie чуть ли не превращается в метакино. Не всегда все дороги ведут в рай, но часто — в Голливуд. Однако Лонкрейн подчеркивает мнимость и фальшь здешних мест, но тем понятнее становится желание семьи Деверо прекратить свое бегство. Ведь слишком часто Энн и сыновьям приходилось играть в чужеродные для себя роли, притворяться, но оставаясь самими собой, так что в насквозь лицемерном Голливуде им уже будет чуть проще: таковы законы игры, ведь по Лонкрейну смысл жизни все равно таится в простых и приземленных вещах, в ускользающей красоте заката, в первом поцелуе, в ожидании возвращения домой, а не в демонстративной декоративной иллюстративности заезженного мема «сперва добейся», который слишком часто дополняется»… а потом убейся». Где бы этот дом ни был. Наблюдая за метаниями персонажей, в режиссерских интонациях часто сквозит не то горечь, не то просто банальная констатация бесцельности и пустоты жизни Энн, которая слишком много убегала — от самой себя, конечно. Но не вечен осенний марафон и рано или поздно приходится признать, что все эти поиски неведомо кого были лишь тщетой, выброшенным в никуда временем. И только потом наступает инсайт…
Энн Деверо — миловидная блондинка с двумя сыновьями-подростками Робби и Джорджем — не склонна засиживаться на одном и том же месте. Гонимая всеми попутными ветрами меркантильных интересов по всему Восточному побережью Соединенных Штатов пятидесятых годов, Энн ищет «мужчину своей мечты» с тугим кошельком, пытаясь сменить бывшего мужа-гуляку на принципиально более адекватный вариант, да только с каждым новым поворотом градус адекватности на этой вашей Трансамерике радикально снижается и возникает ощущение езды по кругу, причём задним ходом и с ми