Война — это то страшное явление, которое способно не только разрушать и убивать, но и коверкать души, портить психику, причиняя невыносимые страдания. В этом фильме рассказывается об одной семье, в которой появился внебрачный сын, пострадавший в результате Чеченской войны. Простые московские жители — муж Юлик, его жена Рита, сын-подросток Егор и маленькая дочка. Они ведут размеренную жизнь в своём маленьком мире, и они поразительно похожи на каждого из нас. Можно сказать, что перед нами образ идеальной среднестатистической семьи. Появление в их жизни Павлика переворачивает всё. Мало того, что он оказался внебрачным сыном главы семьи, о котором никто и подумать не мог, так он ещё и ветеран войны, чудом выживший в Чечне. На этом сюжет, пожалуй, и заканчивается. Все два часа мы наблюдаем за жизнью Павлика не только в семье новых родственников, но в мире, при чём, как не парадоксально, в мире без войны. Он внушает ужас всем окружающим его людям, пусть искренне и не хочет этого. Он слепо любит свою «семью», хотя они полностью, думаю, так и не приняли его. И, что самое трагичное в этой истории, лично я не могу осудить никого, не Павлика, не семью его отца.
К сожалению в нашей стране много таких молодых ребят, кто мысленно остался там, среди взрывающихся танков и тел товарищей. Наверно, парням, не служившим в армии, трудно понять, насколько эта история проницательна и трагична. Конечно, бывает и так, что вернувшись, сильные люди начинают новую жизнь. Об одном таком человеке снят чудесный фильм «Брат». Но бывают и другие. Нет, не слабые, назвать ветерана войны слабым априори нельзя. Бывают те, кто не может вернуться, ведь война эта такая трагедия, которая ломает судьбы и души даже самых крепких людей. Одним из таких оказался Павлик. Он слышит голоса по ночам и ждёт давно погибшего друга. Другие уже не ждут, его товарища давно похоронили и, возможно, лишь изредка вспоминают. А он ждёт, даже не смотря на то, что друг погиб прямо на его глазах. Но самое ужасное то, что он не только мысленно возвращается на год назад, когда он воевал в Чечне, но и живёт в состоянии войны. Все ему кажутся подозрительными, отовсюду исходит опасность, и что самое главное для солдата — он должен защитить свою семью.
Конечно, этого парня безумно жаль. Он не виноват в том, что с ним происходит, и дать себе полный отчёт о случившемся не может. Это глубокая душевная травма, которая не излечима. Но понять можно и семью, в которой он оказался. Сначала его игнорируют, потом открыто испытывают жалость и вынужденный негатив, но почему-то не осуждать этих людей не тянет. Рита, которая всю жизнь в буквальном смысле хранила очаг, терпела упрёки от свекрови и воспитывала детей, естественно, испытывает страх, когда её дети оказываются наедине с Павликом. Не думаю, что она ненавидит в такие моменты его, она скорее, не может предположить, что взбредёт ему в голову. Он бы не сделал ничего плохого её детям, она это понимает, но он вполне мог спровоцировать ситуацию, когда могла бы навредить и ему, и её детям.
Очень понравился образ Юлика, талантливого учёного, который в этом фильме олицетворяет типичного русского мужчину — он боится матери, не проявляет инициативы в решении семейных вопросов и всецело полагается на жену. А она в свою очередь периодически упрекает его в его несостоятельности, хотя видно, что действительно любит и просит простой человеческой помощи. Зацепило то, как меняется отношения Юлика к своему сыну. В начале фильма он оставляет его на улице и спокойно ужинает с семьёй, а ближе к концу выступает против его определения в психиатрическую больницу — наверно, единственное его твёрдое решение во всём фильме.
В картине присутствует множество деталей, которые, как не странно для российского кино, действительно имеют прямое отношение к фильму. Они не меняют сюжет, а раскрывают персонажей, поэтому к концу фильма можно сформировать четкое представление о каждом. О них, фактически, ничего не сказано, никаких биографических элементов нет. Но характеры и образы прорисованы детально. Обрадовало и отсутствие флэшбэков. Я считаю, что в кино, а особенно в российском, существует два верных способа закрыть сюжетные дыры — голос за кадром, иначе говоря, рассказчик и флэшбэки, которые напрямую рассказывают то, что нужно понять зрителям. В «Мой сводный брат…» отсылок к этому нет. Нет никаких военных сцен, нет ночных кошмаров, нет галлюцинаций, нет воспоминаний. Есть только суровая реальность и совершенно потерянный в ней Павлик. Исходя из этой особенности, можно смело сказать, что жанр картины определён на все 100%. Это чистая драма, которую интеллектуальный зритель непременно оценит по достоинству. Фильм не ставит перед собой задачи пробить слезу, что мне тоже очень понравилось. Я не любитель кино под эгидой «А в конце ты будешь рыдать». Настоящая драма, наверно, и должна заставлять задуматься, а не бежать за носовыми платками. После просмотра «Мой сводный брат…» я задумался. Ведь мы живём в сравнительно мирное время. Если кто и служил в армии, как например я сам, то на нашу долю, к счастью, не выпала война. А ведь есть и другие, молодые ребята, которые оказались вечными заложниками залпов пушек и автоматной очереди.
Игра актёров вне всяких похвал, и говорить об этом много не буду. Елена Яковлена как обычно блистательна, Ярмольник отлично сыграл, маленькие актёры молодцы, ну и конечно сам Павлик в талантливейшем исполнении Спиваковского. Отдельно отмечу музыкальное сопровождение. Понравилось то, что композиций было несколько, и каждая подходила под определённый момент фильма.
Смотря такие фильмы кажется, что не так уж и безнадёжен наш кинематограф, были бы талантливые люди и идеи, а средства и зрители найдутся сами. Но ещё больше мыслей появляется на тот счёт, что как же нам повезло, что мы можем смотреть это на экране, а не переживать в реальной жизни. Жизнь такая хрупкая, что нужно беречь свою семью, пусть не от «духов», а от жизненных проблем.
10 из 10
Война — это то страшное явление, которое способно не только разрушать и убивать, но и коверкать души, портить психику, причиняя невыносимые страдания. В этом фильме рассказывается об одной семье, в которой появился внебрачный сын, пострадавший в результате Чеченской войны. Простые московские жители — муж Юлик, его жена Рита, сын-подросток Егор и маленькая дочка. Они ведут размеренную жизнь в своём маленьком мире, и они поразительно похожи на каждого из нас. Можно сказать, что перед нами образ идеальной среднестатистической семьи. Появление в их