«Молчи, грусть, молчи» является одной из типичных в то время в российском кино буржуазных мелодрам. Действие подобных картин строится вокруг искушения или соблазна. чаще всего в центре повествования находится фигура женщины, которая пытается найти счастье и любовь. В начале фильма главная героиня состоит в отношениях с каким-то мужчиной, и, несмотря на то, что, на первый взгляд, у них все, кажется, прекрасно, где-то всегда таиться подвох, который не дает женщине полностью наслаждаться жизнью. В этот момент, как черт из табакерки появляется агент соблазна, змей-искуситель, который либо деньгами, либо своей внешностью привлекает героиню. Но вскоре женщина понимает, что счастье с новоявленным партнером ей не найти, и начинает страдать. В финале кто-то умирает
Подобного рода картины были очень популярны в то время и не только в России. Если пытаться проследить истоки буржуазных драм, то в первую очередь стоит обратить внимание на Данию. В первые десятилетия существования кино там была сильная кинематография, которая оказывала влияние на страны Европы и Америку. Именно в Дании стали популярны фильмы, где в центре повествования была роковая женщина. Отлично налаженный экспорт фильмов и участие в съемках международной звезды Асты Нильсон позволили данному направлению получить своих последователей в разных странах. Успех датчан вдохновил итальянцев, французов и русских на постановки буржуазных драм с классическим любовным треугольником в центре повествования.
Влияние датского кино особенно видно как раз на примере «Молчи, грусть, молчи». Датчане почему-то любили рассказывать трагичные истории из жизни циркачей, клоунов, танцоров и прочих людей развлекательных профессий. Видимо их привлекал тот контраст, который можно было создать между сложившемся стереотипом и экранным образом. В «Молчи, грусть, молчи» главные герои циркачи, в дом которых приходит трагедия, сначала в виде алкоголизма, затем травмы, что в итоге выливается в расставание. Контраст так же задуман и в показе мира бедных и богатых. Именно этот контраст к середине фильма оправдывает действия главной героини, которая бросает своего несчастного мужа и уходит к коварному соблазнителю.
«Молчи, грусть, молчи» Чардынина не представляет особо киноведческой ценности. В этом фильме нет интересных кадров, декорации довольно бедны и игра актеров ещё не лишена театрального утрирования. Тем не менее, стоит отдать должное режиссеру в его умении рассказывать историю. Повествование идет в едином темпе, не успевая наскучать зрителю. История рассказывается грамотно, и правильно выбранный метраж сцен способствует этому. Чардынин, начинавший в свое время актером, сыграл одну из центральных ролей в фильме, но все внимание зрителей было обращено в сторону Веры Холодной.
Вера Холодная, честно говоря, посредственная актриса, как и большинство актрис в тогдашнем российском кино. Она была красивой, безусловно, и порой могла удивлять внезапной спокойной, лишенный чрезмерных жестов игрой. Но в целом, она не создавала каких-то запоминающихся образов, глубоких персонажей, её роль была лишь в том, чтобы грамотно показать стандартный набор эмоций. Повторюсь, подобные слова можно сказать о любой другой актрисе того времени. Отличало Холодную ото всех созданный в обществе миф о ней. Её обожали, ей подражали, она была настоящей звездой российского кино. Вера хорошо смотрится в рамке кадра, она выделяется среди толпы даже когда режиссер и оператор специально не акцентируют внимание на ней. И все же, её исполнение кажется довольно архаичным и театральным, что, правда, не особо портит фильм.
«Молчи, грусть, молчи» не является тем немым фильмом, который на что-то повлиял или изобрел. Это фильм своего времени, массовый продукт, благодаря которому мы теперь в ретроспективе можем судить о тогдашнем обществе и состоянии кинематографа. Благодаря умению Чардынина грамотно рассказывать историю, не вставляя длинные паузы или не перематывая внезапно действие на несколько лет вперед, фильм смотрится легко и не утомляет. Но смотреть его кому-то, кто не киновед или фанат немого кино, не имеет особого смысла.
«Молчи, грусть, молчи» является одной из типичных в то время в российском кино буржуазных мелодрам. Действие подобных картин строится вокруг искушения или соблазна. чаще всего в центре повествования находится фигура женщины, которая пытается найти счастье и любовь. В начале фильма главная героиня состоит в отношениях с каким-то мужчиной, и, несмотря на то, что, на первый взгляд, у них все, кажется, прекрасно, где-то всегда таиться подвох, который не дает женщине полностью наслаждаться жизнью. В этот момент, как черт из табакерки появляется аген