June Carter Shared publicly - 2020-10-02T22:24:00Z
«Молния бьёт дважды» — нуар, и начинается он так, как мог бы закончиться фильм другого жанра: священник навещает приговорённого к смерти. Казнь должна состояться в ближайшее время. Улики неоспоримы, однако Ричард Тревельян продолжает отрицать свою вину.
А далее следует сценарный кульбит, и у героя появляется шанс: дело отправляют на пересмотр. В конечном итоге Ричарда оправдывают и отпускают на свободу, но законопослушные граждане по-прежнему считают, что он убил свою жену.
Надо сказать, все попытки убедить зрителей в обратном выглядят не слишком убедительно. Оно и понятно: «Молния бьёт дважды» принадлежит к немногочисленным нуарам, где место «роковой женщины» занимает «роковой мужчина». В числе таких картин «Тень сомнения», «Придорожное заведение», а также «Маска Димитриоса», «Сигнал об опасности» и «Безжалостный», главные роли в которых исполнил Закари Скотт. Занят он и в «Молнии», но здесь его герой появляется ближе к финалу и вряд ли может быть записан актёру в актив — богачей, ухлёстывающих за каждой юбкой, Скотт играл не раз и не два. Сценарный штамп вместо роли, и это тем печальнее, что остальные персонажи второго плана выписаны замечательно. Вот перед нами энергичная хозяйка гостиницы (Кэтрин Гивни) и её рассудительный муж — супруги любят Ричарда как родного сына и очень переживают, что тот оборвал с ними связь. Вот отец Пол (Риз Уильямс), устраивающий пикники для бедняков на территории своего прихода — священник верит, что кто-нибудь из его гостей обязательно придёт к Богу. А есть ещё странноватые брат и сестра (Мерседес МакКэмбридж), живущие на уединённом ранчо — эта пара вызывает в памяти фильм «На опасной земле», однако их сюжетная линия будет развиваться совсем по-другому.
Кинг Видор снял крепкий нуар второго ряда — динамичный, захватывающий и напряжённый, с хорошими актёрскими работами. К плюсам «Молнии» можно отнести и визуальный ряд, пусть он больше ассоциируется с вестерном, чем с «чёрным фильмом». Действие происходит в Техасе, поэтому нам покажут и горные хребты, и пустынные равнины, и огромные кактусы — словом, всё, чем славится Штат одинокой звезды. Есть, впрочем, и свои «но». Нуар как жанр предполагает ряд допущений, в связи с чем сюжет «Молнии» не всегда отличается правдоподобием. Навскидку: хозяйка гостиницы с первого взгляда понимает, что именно её гостья с поэтическим именем Шелли сможет отыскать Ричарда и доказать его невиновность. Гостья, заметим, не частный детектив, а обычная актриса, но такие мелочи в расчёт не берутся. И вот уже машина Шелли ломается в «правильном» месте, а на дворе ливень, бьют те самые молнии, и только вдалеке теплится неясный огонёк… «Судьба, ма тант», как говорится у Островского. Взаимоотношения героев, особенно ближе к финалу, тоже не всегда выглядят мотивированными, однако это, повторюсь, нуар — законы жанра главенствуют над логикой.
Шелли играет Рут Роман — актриса, так и не достигшая звёздного статуса, хотя талант позволял ей штурмовать любые вершины. В «Молнии» она превосходна — трезвомыслящая, не очень уверенная в себе женщина, на которую внезапно накатывает глубокое чувство — да ещё и к человеку, подозреваемому в убийстве! Актриса прекрасно передаёт весь эмоциональный спектр своей героини, её сомнения и страхи. Ричард Тодд, вокруг которого строится сюжет, несколько меркнет на фоне Роман. Связано это и с тем, что актёр элементарно зажат, и с особенностями самой роли, предполагающей, с одной стороны, развитие, а с другой — постоянное хождение по кругу. Персонаж Тодда — всеобщий любимец, в одночасье ставший изгоем — держится особняком и упорно молчит о событиях той ночи, когда погибла его жена. Все попытки выяснить правду наталкиваются на ожесточённое сопротивление Ричарда, возвращая героев на исходные позиции. Немудрено, что до самого финала и Шелли, и зрители будут подозревать его в убийстве. Виновен Ричард или нет, вы сможете узнать, посмотрев этот не самый известный, но заслуживающий внимания нуар.
7 из 10
«Молния бьёт дважды» — нуар, и начинается он так, как мог бы закончиться фильм другого жанра: священник навещает приговорённого к смерти. Казнь должна состояться в ближайшее время. Улики неоспоримы, однако Ричард Тревельян продолжает отрицать свою вину. А далее следует сценарный кульбит, и у героя появляется шанс: дело отправляют на пересмотр. В конечном итоге Ричарда оправдывают и отпускают на свободу, но законопослушные граждане по-прежнему считают, что он убил свою жену. Надо сказать, все попытки убедить зрителей в обратном выглядят