Не буду пересказывать легенду песни, ставшей основой и главной героиней фильма «Мрачное воскресенье». Кому-то эта история уже известна, кто-то может узнать ее не из моего пересказа, а из других, более достоверных источников.
Хочу просто поделиться эмоциями после просмотра (неоднократного) этой потрясающе трогательной, пронзительно печальной картины о любви, музыке и войне.
До того как посмотреть фильм, я пыталась послушать эту загадочную Венгерскую песню самоубийц в исполнении Сары Брайтман и не только. И осталась в легком недоумении. Чем же она ТАК цепляет? Странная мелодия, грустная, но — что в ней ТАКОГО? И только ближе к концу картины я поняла всю ее глубину и трагизм. Это не передать словами, это нужно почувствовать, слушая аккорды, от которых мурашки по коже, и глядя на играющего Андраша, от взгляда которого на Илону — те же мурашки…
Сложный фильм. И для просмотра, и для восприятия, и для понимания. Повторюсь, я смотрела его несколько раз, чтобы понять мотивы и смысл поступков героев, а самое главное — их взаимоотношения. Одна женщина и три любящих ее мужчины. Еврей-ресторатор, бедный музыкант и предприимчивый нацист… Любовь у них одна, но такая разная!
Любовь Ласло нежная, трогательная, всепрощающая. Он с тихой благодарностью и терпением принимает от Илоны все — и ее непредсказуемость, и ее ласки, и даже ее ночи, проведенные с другим мужчиной. Он мудр и великодушен, он вызывает симпатию даже у циничного нациста Ганса, но вся его беда в том, что он еврей, хуже того — он еврей, которого любит Илона.
«Мне лучше было бы оставить себе часть Илоны, чем вообще без нее остаться», — признается Ласло, соглашаясь делить ее с Андрашом. И в то же время мучается, прекрасно зная, что в Вене Андраш и Илона не только записывали «Мрачное воскресенье»…
Любовь Андраша — страстная, мятущаяся, нервная, присущая творческим натурам — то в жар, то в холод… И страдания его, и неуверенность, и меланхолия — все звучит в словах и музыке песни любви и смерти. Стефано Дионизи, играющий Андраша, покорил меня еще в фильме «Фаринелли-кастрат», но и здесь он искренне, непередаваемо драматично и сильно проживает трагическую жизнь и любовь своего героя. Даже если бы не играл на рояле, а просто смотрел на Илону, его взгляды — это вся жизнь, короткая, музыкальная, безнадежная.
Ганс Вик — вот кто не вызвал у меня ни сочувствия, ни симпатии, ни желания его понять. И хотя в конце фильма его чествовали за то, что в годы войны он спас более тысячи евреев из Будапешта, самого главного, самого ценного, самого нужного еврея для Илоны — Ласло — он не спас. Из ревности, из мести, из упрямого желания обладать. Герой мне антипатичен, но сыгран Беном Беккром замечательно, надо признать.
«Илона, я люблю свою жену, я бы никогда… знаете… с другой женщиной… но вы — это не другая женщина, вы — ангел!»
А теперь об «ангеле» — Илоне. Она — единственная, кого я так и не поняла, в отличие от ее мужчин. Самое главное — любила ли она хотя бы одного из них? О Гансе речи нет, финал фильма ясно говорит о ее отношении к мужчине, совершившем над ней насилие и отнявшем у нее всю ее прежнюю жизнь, которую она по-своему ценила. Любила ли она Ласло и Андраша? Ласло или Андраша?
«Мне кажется, тебе мало двух мужчин, — бросает ей Андраш в порыве ревности и обиды. — Или один ариец лучше, чем два венгра?»
Я не уверена, что Илона — ангел, как не уверена в том, что она стоит любви Ласло и любви Андраша. И я осуждаю ее за непосредственность и простоту, с которой она порхает от одного к другому, а порой принимая их ласки одновременно.
Она знает, что страдают оба. Оба! И при этом с улыбкой оставляет одного, чтобы поцеловать другого.
«Тебе легко, ты получила все, в чем нуждалась. У тебя есть два мужчины, а у каждого из нас — только половина женщины… Чья вина в том, что мы спорим? И страдаем?»
Ее вина. В трагическом финале жизни каждого из них, даже Ганса. А еще в каком-то смысле — десятков смертей под музыку «Мрачного воскресенья», мелодии-убийцы, которая не была бы написана, не будь Андраш влюблен в Илону, принадлежащую другому мужчине.
Весь фильм пронизан этой мелодией, тягучей, безнадежной, зовущей в ту самую землю теней, о которой говорил Андраш. Отчаянно пытаясь разгадать ее послание, он обрел его в голосе Илоны, которая все-таки согласилась спеть для него «Мрачное воскресенье». Надо видеть выражение его лица, когда он, играя, услышал зов песни, которую создал сам. Зов из уст любимой женщины, которая никогда не будет принадлежать только ему…
Отдельная тема фильма — нацизм и евреи, невыносимо тяжелая, непростительная, страшная. Я оплакивала смерть Андраша, вытирала слезы весь фильм, но когда перед лицом Ласло захлопнулась дверь вагона, как крышка гроба, — слезы полились с новой силой.
Так и проплакала практически весь фильм. И слушая на титрах «Мрачное воскресенье», наконец-то поняла и прочувствовала власть и силу этой песни, заставлявшей людей не только плакать…
9 из 10
Не буду пересказывать легенду песни, ставшей основой и главной героиней фильма «Мрачное воскресенье». Кому-то эта история уже известна, кто-то может узнать ее не из моего пересказа, а из других, более достоверных источников. Хочу просто поделиться эмоциями после просмотра (неоднократного) этой потрясающе трогательной, пронзительно печальной картины о любви, музыке и войне. До того как посмотреть фильм, я пыталась послушать эту загадочную Венгерскую песню самоубийц в исполнении Сары Брайтман и не только. И осталась в легком недоумении. Чем