В этом году исполняется 19 лет со дня выхода на экран эксцентричной комедии «Муза» режиссера Альберта Брукса. Это очаровательный, ироничный, элегантный фильм. Постановка полтора часа не отпускает от экрана. Кино способно развеселить, воодушевить и заразить отличным настроением.
У голливудского, некогда номинированного на «Оскар», сценариста Стивена Филлиса (в исполнении Альберта Брукса) творческий кризис. Его сценарии утратили остроту. Отчаявшись, он просит помощи у своего более удачливого друга и коллеги Джека (в исполнении Джеффа Бриджеса). Приятель советует Стивену обратиться к Саре, которая успешно справляется с подобными проблемами и считает себя Музой (в исполнении Шэрон Стоун). Незадачливому сценаристу предстоит с ней работать. Задача Музы вернуть утраченное вдохновение Стивену, чтобы его сценарии вновь стали захватывающими, принесли «Оскар» и миллионы своему создателю. Для этого нашему герою нужно создать взбалмошной, требовательной и капризной Музе идеальные условия. Стивен примерный семьянин. У него очаровательная жена Лора (в исполнении Энди Макдауэлл), домохозяйка с университетским дипломом, и две дочери-школьницы. Горе-сценарист на каждом шагу попадает в неловкие ситуации, выполняя пожелания Музы. Выдержит ли подобное сотрудничество брак Стивена, сумеют ли сценарист с Музой вынести друг друга, как изменится жизнь мастера интриги с появлением Сары, снизойдет ли на главного героя вожделенное вдохновение и успех.
Перефразируя Владимира Маяковского, мы говорим «Муза», подразумеваем «вдохновение»; мы говорим «вдохновение», подразумеваем «Муза».
Итак, вдохновение. Самые успешные и востребованные режиссеры современности отлично знакомы с Музой. В благодарность за свои достижения, они одаривают ее изящными драгоценностями от Тиффани. Даже случайная встреча с Музой — дар небес. Если в творчестве что-то стопорится, ищут встречи с ней.
Хотите сорвать овации, получить Оскар, заработать миллионы, стать процветающим и удачливым творцом. Создайте Вдохновению благоприятную обстановку. Оно обязательно появится.
Вдохновению нужен комфорт, уют, забота, внимание и душевное тепло. Ему свойственна эксцентричность, привередливость, переменчивость, легкость, неожиданность. Старайтесь не прогневить Музу, иначе лишитесь творческого дара.
Когда бы вас ни посетило вдохновение, начинайте творить. У Музы нет расписания работы и распорядка дня. Она живет по собственным правилам. Но если уж вдохновение поселилось с вами под одной крышей, берегите его расположение и не упустите его. Не дайте завистникам и скептикам, которые не верят в божественную природу вдохновения, спугнуть его.
Фильм говорит зрителю: найдите и берегите тех, кто дарит вам крылья. Цените свое вдохновение. Верьте в себя. Такая убежденность дает силы вставать после падения и двигаться вперед. Воплощайте свои мечты.
Картина поднимает вопрос предназначения женщины. Согласно Бруксу, оно состоит в том, чтобы реализовывать свои мечты, даже будучи хранительницей домашнего очага.
Комедия учит радоваться успехам близких, переступая через собственное эго. Быть гибким, прислушиваться к себе, не становиться рабом навязанных стереотипов.
Постановка высмеивает столпы мужского сознания и самоутверждения, такие как распределение ролей в семье: муж-добытчик, жена — красивая и заботливая домохозяйка, очаровательная мать семейства.
Фильм язвит на тему кумовства, когда руководство пристраивает на работу бестолковых родственников, наделяя их полномочиями влиять на чью-то карьеру.
Картина троллит распространенное сценарное клише — сложности взросления с отцом-алкоголиком.
Комедия показывает, как не стоит себя вести, на примере горе-сценариста.
Постановка, невзирая на комедийно-ироничный сюжет, не столько о Музе, сколько о цене вдохновения; о том, как важно верить в свои силы. О том, как далеко вы готовы зайти и чем пожертвовать, чтобы обрести крылья. Режиссер Альберт Брукс изящно и остроумно дал ответ на эти вопросы в картине «Муза».
Постановщик изобретательно подошел к идее Вдохновения. В фильме оно представлено харизматичной, женственной и непредсказуемой красавицей Музой по имени Сара.
Несомненной удачей картины стал актерский состав. Лицедеи выложились на сто процентов. Альберт Брукс убедительно воплотил неуверенного, внутренне зажатого, и остро нуждающегося в поддержке и одобрении жены человека. Крепкой актерской работой отметилась и Энди Макдауэлл, сыгравшая проницательную, решительную, с легкостью манипулирующую благоверным, супругу главного героя. Шэрон Стоун отошла от привычного амплуа коварной обольстительницы и шикарно исполнила комедийную роль. Собственно, вся прелесть фильма в атмосфере, созданной обаянием Стоун. За эту работу актрису номинировали на «Золотой глобус» в категории «лучшая женская роль (комедия или мюзикл)» в 2000 году.
Так же обрадовали ироничные диалоги и неожиданный финал постановки.
К минусам картины можно отнести недостаточную динамичность фильма. К счастью, это не сильно влияет на общее впечатление от постановки: атмосфера, созданная игрой актеров, вытянула этот недостаток.
В «Музе» есть все необходимое для добротной комедии: две обворожительные красотки; закомплексованный сценарист-муж одной из них; искрометные шутки; забавные нелепые ситуации. Режиссер создал коктейль из непреходящих людских склонностей и противоречий: «желания — возможности»; «желания — долг»; «любовь — долг». Результатом этих усилий стала изящная, эксцентричная, остроумная постановка.
8 из 10
В этом году исполняется 19 лет со дня выхода на экран эксцентричной комедии «Муза» режиссера Альберта Брукса. Это очаровательный, ироничный, элегантный фильм. Постановка полтора часа не отпускает от экрана. Кино способно развеселить, воодушевить и заразить отличным настроением. У голливудского, некогда номинированного на «Оскар», сценариста Стивена Филлиса (в исполнении Альберта Брукса) творческий кризис. Его сценарии утратили остроту. Отчаявшись, он просит помощи у своего более удачливого друга и коллеги Джека (в исполнении Джеффа Бриджеса)