Далекое будущее XXVI века. Тоталитарное Единое Государство, возглавляемое всеведущим Благодетелем. Государство, в котором нет личностей; грани индивидуализма и самодостаточности вкупе с абсолютной самостоятельностью и свободой воли стерты и все жизненные процессы людей подчинены чужой воле. Лишенные свободы, люди без имен, зато с номерами вместо них, пребывают в состоянии эфемерного счастья. Математик и инженер Д-503, один из конструкторов космического корабля «Интеграл», ведет дневник, рассказывающий о житие-бытие обитателей Единого Государства, дневник, предназначенный для ознакомления жителям иных планет.
Евгений Замятин — фигура в русской литературе всего XX века знаковая и знаменательная. Обладавший многогранным литературным талантом, проявившемся как в прозе, так и в публицистике, Замятин занял видное место на литературном пьедестале, встав на один уровень с Михаилом Булгаковым, Борисом Пастернаком, Иваном Буниным, Александром Солженицыным и во многом повторив их трагические судьбы в связи с ярым несогласием политики советской власти, отчего в 1931 году он вынужден был эмигрировать из родной страны. Наиболее фундаментальным и программным произведением автора, помимо романа «Бич божий», стала сатирическая антиутопия «Мы», датированная 1920 годом и мгновенно запрещенная в СССР. Евгений Замятин о романе «Мы» в своем парижском интервью 1932 года говорил: «Роман «Мы» оказался персидским петухом: этот вопрос и в такой форме поднимать было еще слишком рано, и поэтому после напечатания романа(в переводах на разные языки) советская критика очень даже рубила мне голову. Но, очевидно, я построен крепко — голова у меня, как видите, до сих пор на плечах». Вопрос, конечно, касался рьяного изобличения тоталитарной системы, сконструированной в СССР; острокритические и остросатирическое произведение Замятина повлияло не только на творчество Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли, но и стало вехой в развитии мировой фантастики антиутопической разновидности.
Опального писателя в СССР даже после его смерти и реабилитации никогда толком не экранизировали, а к роману «Мы» кинематограф обратился лишь единожды — в 1981 году в Восточной Германии был снят одноименный фильм под руководством чехословацкого режиссера Войтека Ясны, обладателя двух Пальмовых Ветвей Каннского кинофестиваля за фильмы «Вот придет кот»(1963) и «Все добрые земляки»(1969). Не утративший своей актуальности роман в руках бесспорно талантливого режиссера Ясны обрел цельность и художественную монолитность, а показанные в книге аллегории на события в СССР после прихода к власти большевиков наложились на спроецированную Ясны в картину современность 70—80-х гг., в Чехословакии и не только. Пророческую сущность книги Ясны реализовал академично, практически не подвергая метаморфозам сюжет и линию главного героя, лишь слегка модернизируя в духе времени бэкграунд и весьма прямо намекая зрителям на политический, социальный и экономический контекст тогдашнего общества и даже давая определенные предпосылки в век нынешний, в котором глаза Большого Брата как никогда широко открыты. Потому фантастика в фильме, как и в книге, воспринимается как фон, за которым скрыта неподдельная и ужасающая реальность с кликушеством, «черными воронами», промывкой мозгой, начиная с младых лет, репрессиями несогласных в ГУЛАГ или под расстрельную статью, отрицанием Бога и верой в «правильную» науку, антикультурой под знаменем соцреализма. Впрочем, и в ХХI веке «Мы» воспринимается свежо, а фильм режиссера Войтека Ясны лишь мощно воплотил возможностями киноязыка то, что мы пережили и то, что нас еще ждет.
Примечательным фактом данного малоизвестного фильма стало участие в роли Д-503 немецкого актера Дитера Лазера, по-настоящему прославившегося главной ролью зловещего доктора из перверсивно-конвульсивно-копрофильской «Человеческой многоножки» Тома Сикса 2009 года. Герр Лазер, в 1981 году еще молодой и просто перспективный актер, нашел в образе, созданном Замятиным, идеальное воплощение и прочтение, блестяще отыграв роль. Также высокий уровень актерского мастерства продемонстрировали в фильме Хайнц Моог и Йоахим Дитмар Муес, хотя, безусловно, главную сольную скрипку в ленте исполняет Дитер Лазер.
Итак, фильм «Мы» — стильная остросатирическая антиутопия, лучшая экранизация нелюбимого кинематографом и властями Евгения Замятина. Фильм, встающий на один уровень с картинами Стенли Кубрика, но, к сожалению, глубоко зарытый в кинематографических гробницах. Всем поклонникам кинораритетов и просто качественного кино данный фильм однозначно рекомендуем к просмотру.
Далекое будущее XXVI века. Тоталитарное Единое Государство, возглавляемое всеведущим Благодетелем. Государство, в котором нет личностей; грани индивидуализма и самодостаточности вкупе с абсолютной самостоятельностью и свободой воли стерты и все жизненные процессы людей подчинены чужой воле. Лишенные свободы, люди без имен, зато с номерами вместо них, пребывают в состоянии эфемерного счастья. Математик и инженер Д-503, один из конструкторов космического корабля «Интеграл», ведет дневник, рассказывающий о житие-бытие обитателей Единого Государств