«- Держась за прошлое, мы понемногу умираем каждый день. А я предпочитаю жить.» (с)
Мы привыкли, что зачастую киногерой решивший свести с кем то счёты, а тем более вышедший из тюрьмы — либо несправедливо туда был упрятан — по подложным уликам или злому навету — всегда является персонажем положительным. Ну в самом крайнем случае, если это фильм в так называемом жанре «нуар» — является антигероем. Во всяком случае — по своему справедливый и имеющий полное моральное право на выстраданную месть. А как быть, если намеревающийся поквитаться — отъявленный негодяй и законченная сволочь, которую лишь по чистому недоразумению выпустили из — за решётки, и который готов пойти на всё, лишь бы заставить страдать законопослушного человека — давшего в своё время против него показания? Об этом и рассказывает этот остросюжетный фильм, основанный на повести Джона Дэнна Макдональда «Палачи». В основе сюжета лежит история преуспевающего адвоката Сэма Боудена, к которому однажды явился его старый знакомый Макс Коди — которого он 8 лет назад помог отправить за решётку, дав против него показания. Несмотря на тот факт, что обвинения были выдвинуты заслуженно — и Коди был виновен в попытке изнасилования несовершеннолетней девушки, выйдя на свободу он намерен посчитаться с героем. Который является к тому же счастливым мужем и отцом, и который будет всеми силами — сперва придерживаясь букве закона, а когда это не поможет — и преступая черту — защищать свою жену и дочку от посягательств безумного маньяка. Ситуацию осложняет то, что за годы проведённые в тюряге, Макс как следует изучил уголовный и административный кодексы, и будучи юридически подкованным — оборачивает правовую систему против героя — её служащего…
Надо отметить, что книгу писателя Макдональда переносили на экран дважды. Помимо рассматриваемого в этой рецензии чёрно — белого триллера, снятого режиссёром Джерри Ли Томпсоном в 1962 — ом, есть вышедшая почти 30 лет спустя — в 1991 — ом экранизация с таким же названием, осуществлённая Мартином Скорсезе с Ником Нолти и Робертом Де Ниро в главных ролях. Сравнивать эти киноверсии смысла не имеет, поскольку за прошедшее между ними время минула целая эпоха, и более современная постановка начала 90 — ых конечно же гораздо больше понравится сегодняшнему зрителю. Но это не значит, что «Мыс Страха» с Грегори Пеком и Робертом Митчемом (забавно, что в обоих картинах злодея Коди сыграли тёзки) — безбожно устаревшая лента, способная увлечь только критика или киномана. Не ведая о повторной экранизации книги, зритель посмотрев картину Томпсона — получит от неё представление об истории рассказанной в книге и переживёт те же эмоции, что и смотря фильм Скорсезе. Если брать в расчёт только актёрские работы, то Грегори Пек в образе адвоката, которого ухмыляющийся враг всегда называет «советником» — обаятелен, передаёт страх за жену и ребёнка, органичен в заданном амплуа и выглядит совсем не геройским парнем — образованный и воспитанный гражданин среднего класса. Чем дальше заходит в своих попытках достать его семью Коди, тем явственней начинает проступать мужская черта характера в деликатном и обходительном юристе. Поначалу он вежливо просит оставить его в покое, затем пытается угрожать законом, но когда это не помогает — пускает в ход кулаки и даже предлагает преследователю «отступные». Но когда и эта возможность договорится не удаётся — тогда уж герой самолично хватается за оружие… Роль Сэма Боудена легла на молодого Грегори Пека просто идеально! А что же его оппонент? Роберт Митчем смог используя лишь одну сальную ухмылучку и надвинутую на глаза шляпу — создать образ неприятного и потенциально опасного противника. При каждой встрече и беседе, тот всячески провоцирует адвоката, прекрасно понимая, что в случае его бурной реакции — закон будет на его стороне. Поэтому, сыгранный им Макс Коди получился столь же ярким и запоминающимся злодеем, как и позже у Де Ниро, в киноверсии 1991 — ого. Остальные роли конечно же не имеют такого значения как эти две — являющиеся центральными, но и на них были выбраны хорошие исполнители.
Жену Боудена — Пегги сыграла актриса Полли Берген, его дочь Нэнси — юная Лори Мартин. Товарища Сэма — шефа полиции сыграл Мартин Болсам, а нанятого героем частного детектива — следившего за передвижениями Макса Коди, сыграл Телли Савалас. Есть ещё несколько довольно ярких персонажей, таких как например жестоко избитая Максом Коди проститутка, которую безуспешно пытались попросить дать против него оказания. Но основной саспенс возникает на почве конфликта героев Грегори Пека и Роберта Митчема. Весьма удачна сцена их разговора в баре, когда Боуден предлагает Коди исчезнуть и обещает большие деньги, а тот рассказывает историю о том, как после освобождения поквитался со своей подавшей на развод женой. Снята картина на чёрно — белую плёнку, имеет неспешные переходы от сцены к сцене и громкую, иногда резко начинающую играть музыку — на которой держится большая часть остросюжетного восприятия ленты. Безусловно, сегодня так саундтрек в кино уже не используют. Но это не делает композиции написанные Бернардом Херрманом (между прочим — одним из любимых композиторов самого Альфреда Хичкока!) плохими. И операторская работа снимавшего картину Сэма Ливита — весьма хороша для своего времени. Там есть целые сцены снятые одним планом! Разумеется режиссёр — ремесленник Джерри Ли Томпсон — никогда не входил в число ведущих голливудских постановщиков, но сценарий написанный Джеймсом Уэбом по книге Джона Дэнна Макдональда — он перенёс на экран вполне достойно, что бы записать эту картину к себе в актив. Отличия экранизации от литературного первоисточника минимальны и не так уж существенны. Например в повести у Боуденов двое детей — старшая дочь и младший сынишка, а столкнулись Сэм и Макс во время несения воинской службы — в годы Второй Мировой. В фильме же обоих сделали гражданскими, а следовательно заменили военный трибунал на судебное заседание, так же сократив срок заключения Коди — вместо 13 — ти лет о которых говорится в повести, он просидел всего 8. Но эти изменения не являются влияющими на сюжет, и были внесены скорее всего, что бы сократить повествование, сделав его как можно динамичнее. Что фильму пошло только на пользу.
«- Держась за прошлое, мы понемногу умираем каждый день. А я предпочитаю жить.» (с) Мы привыкли, что зачастую киногерой решивший свести с кем то счёты, а тем более вышедший из тюрьмы — либо несправедливо туда был упрятан — по подложным уликам или злому навету — всегда является персонажем положительным. Ну в самом крайнем случае, если это фильм в так называемом жанре «нуар» — является антигероем. Во всяком случае — по своему справедливый и имеющий полное моральное право на выстраданную месть. А как быть, если намеревающийся поквитаться — отъ