Все военно-пародийные комедии берут своё начало от этого фильма. В нём впервые были соединены, казалось бы абсолютно разные жанровые направления — военное кино и комедия. Причём уклон в одно был сделан без ущерба для другого: все комедийные ситуации были обыграны на бытовой окопной жизни. Смешное рождалось из страшного, тем самым демонстрируя зрителям далеко не радостные будни солдат, в забавном толковании военного абсурда. К тому же снято было кино как раз таки во время самой войны, а не после, как это обычно бывает, когда снимают ретро-комедии о фронтовой жизни. Чарльз Спенсер Чаплин в этом плане личность уникальная. Он снимал фильмы не постфактум, а во время тех или иных социальных, экономических, политических и или военных потрясений. Достаточно вспомнить про-коммунистические «Новые Времена» (1936) — снятые про тяжёлую жизнь простых рабочих во период Великой Депрессии, или «Великого Диктатора» — в котором он высмеял стремящегося к мировому господству, и развязавшему Вторую Мировую войну Адольфа Гитлера. Но во время Первой Мировой, Чаплин не был ещё одним из великих режиссёров, считаясь всего лишь популярным актёром. Хотя один из своих главных шедевров — сентиментального «Малыша» (1921) он создаст незадолго после неё. Как было сказано, Чаплин не был авторитетным кинематографистом, но уже был довольно популярным актёром эксцентрических комедий. В 10 -ых годах вышли такие, достаточно известные его работы как: «Иммигрант», «Искатель Приключений», «Тройные Неприятности» и «Собачья Жизнь». Желая откликнутся на тему бессмысленной, затянувшейся и всем надоевшей войны, он перейдя на студию «First National Pictures» поставит комедию «На Плечо!» (1918). В которой отправит своего знаменитого Бродяжку на фронт новобранцем. Вновь много смешных гегов и приколов, забавных ситуаций и разного рода трюков. Всё это обеспечило картине в своё время кассовый успех. Даже посмотревшие её солдаты не были против такого взгляда на их боевые будни. Ко всему прочему, это не «ура-патриотическая» лента, а анти-военная постановка. Все героические подвиги, которые по ходу сюжета совершает мобилизованный Бродяжка (а это немного не мало — проникновение в тыл к врагу, освобождение боевого товарища, спасение прекрасной девушки и пленение Кайзера, что автоматически ведёт к окончанию войны) — являются в финале, всего лишь его сном в тренировочном лагере, где новобранцев готовят к отправки на фронт. Если не ошибаюсь, Чаплину попрекали, что он потешается над американскими парнями, которые проливают за океаном свою кровь. На что великий комик отвечал, что те, кто так говорит не поняли смысл его картины. Конечно же насмешки над солдатами в фильме не было…
Очень удачно выстроен сюжет ленты: показана окопная жизнь американских и немецких солдат. Германские офицеры (одного из которых сыграл старший брат режиссёра — Сид Чаплин) карикатурны — чопорные дворянского вида хлыщи, маленькие и крикливые (типа как персонажи Луи Де Фюнеса), в подчинении которых состоят верзилы — дебилы. Показано как солдаты ночуют в сырых окопах (рассмешил пароль караула — сегодня сыро — ответ: — всегда сыро): пытаясь заснуть не обращая внимания на плавающих крыс и лягушек. Или как приспосабливаются к затоплению: некоторым повезло спать на верхней кровати, Бродяжка же всячески исхитряется что бы лечь спать по горло в воде — в итоге сжимает в зубах горн и засыпает под водой, дыша через дудку! Смешно было смотреть на то, как герой учится маршировать с винтовкой на плече, или поворачиваться по команде «-Кругом!». Герою постоянно не везёт: выдали походный рюкзак с порядковым номером «13», перед атакой он прикуривает третьим (у солдат это считается плохой приметой), почту из дома ему не доставляют, так как писать для него некому. Здесь Чаплин, как всегда совмещает грустные нотки и комедию. Его соседи по землянке — длинный и толстяк получили посылки, и что то читают или едят, а он грустно вздыхая смотрит на них. Заметив это, сослуживец протягивает ему кусок пирога, но герой улыбнувшись отмахивается, благодарит и говорит, что не голоден… Смешно было когда он читал чужое письмо вместе с каким то солдатом. Живой интерес проявлял получатель письма, и Бродяжка тоже строил удивлённые гримасы, пока солдат не заметил, что кто то стоит у него над душой и не спрятал письмо. Забавный был момент с вонючим сыром лимбургер, который ему передал разносчик почты (очевидно, что тот кому его передали -уже погиб, и дабы посылка не пропала её отдали тому, кто нечего из дома не получил). Герой мигом надел противогаз, а повертев мягкий сыр в руках — запустил во вражеский окоп, точно угодив в лицо произносившему пафосную речь германскому офицеру. Надо видеть какой переполох поднялся в немецкой траншее — солдаты зажимая носы и задыхаясь разбегались в стороны, а их командир с залепленной сыром рожей что то кричал и грозил в сторону американской траншеи кулаками. Так же здорово повеселила беготня в лесу, когда Бродяжка получил задание проникнуть на вражескую территорию для сбора информации о силах противника. Он замаскировался под дерево, и маскарадным образом передвигался по лесу прячась от немецких солдат, и вырубая их по одиночке…
Сценарий наполненный остроумными придумками и постоянным действием, написал сам Чаплин, он же как режиссёр и поставил всю картину, придумав множество трюков и смешных ситуаций. Фильму почти 100 лет, а он до сих пор способен рассмешить зрителя. Это на мой взгляд говорит о гении режиссуры и замечательном чувстве юмора, которыми судьба наградила выдающегося кинематографиста Чарльза Спенсера Чаплина.
10 из 10
Все военно-пародийные комедии берут своё начало от этого фильма. В нём впервые были соединены, казалось бы абсолютно разные жанровые направления — военное кино и комедия. Причём уклон в одно был сделан без ущерба для другого: все комедийные ситуации были обыграны на бытовой окопной жизни. Смешное рождалось из страшного, тем самым демонстрируя зрителям далеко не радостные будни солдат, в забавном толковании военного абсурда. К тому же снято было кино как раз таки во время самой войны, а не после, как это обычно бывает, когда снимают ретро-комеди