Снятая режиссером и сценаристом Виктором Трегубовичем военно-историческая драма "На войне как на войне" повествует о будних и боевых днях подразделения Советской армии, перемещающегося по театру военных действий. В основе сюжета книга В. Курочкина о зеленом младшем лейтенанте Александре Малешкине (Михаил Кононов), по распределению попавшем прямиком из военного училища на фронт в Правобережной Украине. В его распоряжение попадает самоходное орудие с опытным экипажем, справиться с которым неопытному офицеру не просто. Взрослые и бывалые бойцы не горят желанием подчиняться Малешкину, как тут выполнять боевую задачу? Экипаж и его будниГриша (Виктор Павлов) - вечно чумазый механик-водитель, постоянно компрометирующий лейтенанта перед вышестоящим начальством. Заряжающий установки Осип (Федор Одиноков) не особо следит за состоянием вооружения экипажа, из-за чего возникают комичные ситуации, которые ваполне могли бы окончиться плохо, если бы не невероятное везение Наводчик САУ Михаил (Олег Борисов) не сильно-то старается соблюдать дисциплину и субординацию. Сама установка то и дело выходит из строя, причем, в самый ответственный момент. Молодой командир пытается завоевать авторитет, но поначалу это получается плохо - подчиненные относятся к нему скорее с сочувствием, нежели с почтением. Из-за плохого исполнения требований командования и нарушений устава Малешкин получает выговор от командира батареи капитана Сергачева (Петр Горин), который обещает снять его с командования, если тот не справится. Ему предстоит приучить экипаж САУ к дисциплине и отдать самый главный приказ в своей жизни: "В бой!". В процессе военного маневра самоходка Малешкина внезапно оказывается в окружении противника на самом острие атаки. Подлинная основа картиныВ съемках к/ф "На войне как на войне" участвовала техника и части Прикарпатского военного округа, а посвящена эта кинолента павшим воинам 3-й гвардейской танковой армии, которая в составе Первого Украинского фронта под руководством маршала Рыбалко зачищала от вражеских войск Правобережную Украину. Прообразом Малешкина стал сам автор повести Курочкин, командовавший самоходной установкой в составе все того же Первого Украинского фронта в период военной операции зимы 1943 года. В книге автор делал акцент в первую очередь на исканиях командира - его попытках по-разному найти подход к каждому бойцу. В фильме же акцент в первую очередь сделан на драматических событиях, происходящих в это время на фронте и судьбе членов экипажа СУ-100. Так как при создании киноленты принимали участие актеры, прошедшие Великую Отечественную войну, фильм смотрится очень живо и правдоподобно. Кстати, песня "По полю танки грохотали", которую на привале исполнил экипаж Александра Малешкина, стала очень популярной, перейдя в разряд народных песен.
Я смотрела очень много разных фильмов. С батальными сценами и не только. Такие фильмы, как этот, я называю эмоциональными. Да, здесь нет каких-то сцен взрывов, здесь нет горы трупов, но здесь есть душа, сердце. А это, гораздо важнее, всякого действа.
Многие хотят видеть именно боевую сторону, но таких фильмов тысячи, а ведь было и то, что оставалось за рамками фронта. За этим были письма из дома, за этим стояли планы на будущее. Ради этого жили. Не ради победы, не ради медали, а ради будущего. Ведь что такое победа? Марш победителей? Развивающиеся флаги? Для этих молодых людей, всё это ничего не значит, они уже победили свои страхи. Сразу вспоминаю момент, когда командир сам полез в танк за гранатой без чеки. Ведь мог бы струсить, послать солдата, остаться в стороне, но он сам пошёл и сделал, то что от него требовалось. Это и есть смелость, это и есть храбрость, а не то, сколько фрицев тот или иной положил. Хочешь жить, побежишь и застрелишь, а в бытовых ситуациях героизм редок.
А сколько таких парней полегло, вот как тот юноша из Подмышек, неизвестная деревенька, да и скорее всего, там и войны-то нет, а всё равно не испугался, пойти на задание, хоть и в первый раз. Сколько в мире таких сражений, безызвестных, не отмеченных на страницах истории, а ведь это было, только об этом не помнят. И никто не винит, тех женщин, кто не смог сохранить верность своему супругу, как и тех мужчин, кто после войны, оставался в новых семьях. Потому, что каждому нужна поддержка и опора, мужчины умирали, повестки приносились ежечасно. Эти люди просто заслужили своё счастье, пусть и неправильное, пусть осуждают, но счастье.
Единственное, что мне не хватило, так это завершённости, это как кусок из жизни, вслед за этим, будет ещё много битв и не все вернутся домой, но всё-таки. Лично для меня, идёт на втором месте, после «А у нас была тишина»
8 из 10
Я смотрела очень много разных фильмов. С батальными сценами и не только. Такие фильмы, как этот, я называю эмоциональными. Да, здесь нет каких-то сцен взрывов, здесь нет горы трупов, но здесь есть душа, сердце. А это, гораздо важнее, всякого действа. Многие хотят видеть именно боевую сторону, но таких фильмов тысячи, а ведь было и то, что оставалось за рамками фронта. За этим были письма из дома, за этим стояли планы на будущее. Ради этого жили. Не ради победы, не ради медали, а ради будущего. Ведь что такое победа? Марш победител