«- Гениальные люди — это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век.» (с)
Наполеон Бонапарт
Начать рецензию на один из самых известных фильмов эпохи немого кино — четырёх часовой колосс «Наполеон» Абеля Ганса, пожалуй следует с того, что сегодня — спустя без малого 90 лет, смотреть подобные полотна очень непросто. Обычные зрители такое кино даже и смотреть то не станут, если вообще знают об его существовании. Ведь кинематограф это не литература, которая остаётся во все времена неизменной, самые популярные свои произведения награждая званием «классики», которую непременно станут заставлять прочесть школьников последующих поколений. У киноискусства нет «школьников», и старые картины, в том числе классику — смотрят все исключительно по желанию. «Школьниками» кино можно пожалуй назвать тех людей, которые решили связать свою жизнь с этим волшебным, более ста лет рассказывающим свои невероятные истории через киноплёнку искусством; а так же тех, кто хоть и не сделал кинематограф своей профессией, но в тоже время многое бы в жизни без него потерял — то есть нас с вами — киноманов. Именно мы не даём шедеврам прошлого кануть в лету, время от времени предпочитая современному зрелищному, наполненному компьютерной графикой и самыми передовыми технологиями кино 21 — ого века — старые, прошедшие проверку временем картины, создателей которых не стало на земле, порой за много — много лет до нашего рождения. Поэтому я высказываю лишь моё субъективное мнение.
И так, как известно французский кинорежиссёр Абель Ганс загорелся идеей о создании большого фильма про своего кумира — Наполеона Бонапарта, практически с тех самых пор, как только пришёл в кино. Случилось это в самом начале 20 -ых, когда «Великий Немой» уже выбрался из пелёнок и подал небеспочвенные потуги на то, что бы остаться в истории, подобно другим видам искусства: литературе, музыке, театру. К тому времени доселе считавшееся балаганным зрелищем кино, в мир высокого искусства втянули такие деятели как Дэвид Уорк Гриффит и Чарльз Спенсер Чаплин в Америке, Фридрих Вильгельм Мурнау в Германии и Яков Протазанов и Сергей Эйзенштейн в России. Абель Ганс встал в один ряд с этими режиссёрами, представляя кинематограф своей родины — Франции. Занятно то, что помогать в осуществлении его по истине наполеоновских (простите за вполне уместный каламбур) планов, стал русский коммерсант Венгеров — эмигрировавший за границу после пролетарской революции. Он проживал в Берлине, и звал Ганса снимать его фильм — мечты в столице Германии, однако патриотично настроенный француз ответил решительным отказом, сказав что снимать он будет только во Франции. Дабы финансировать столь дорогостоящую картину, Венгеровым был создан целый коммерческий концерн. Но всё ровно, найденных денег для воплощения в жизнь амбициозных замыслов режиссёра не хватило, и в самый разгар съёмок, спонсировавший фильм концерн «Вести» — оказался банкротом. Это поставило крест на первоначальной задумке Абеля Ганса — сделать кино о Бонапарте в 8 — ми сериях: Юность Бонапарта, Бонапарт и Террор, Итальянская компания, Египетская компания и 18 брюмера, Солнце Аустерлица, Бегство из России, Ватерлоо и Святая Елена. Из грандиозного, по истине эпичного сценария, написанного самим Гансом, в итоге было снято только первые две части. Заканчивалась картина, образно выражаясь — «на мажорной ноте»: Наполеон дослужился до звания генерала, провёл ряд безупречных с тактической точки зрения сражений, стал новым вождём Французской Революции и повёл свою великую армию на завоевание мировой славы и всей Европы… Снято это немое, чёрно — белое кинополотно было очень изобретательно, с использованием впервые в истории некоторых кинематографических ноу — хау, пятитысячной толпы статистов, многочисленных декораций и специально сооружённых для съёмок, воссоздающих наполеоновскую эпоху исторических локаций. Не говоря уже про тысячи костюмов, ружей, пушек, карет и макетов кораблей начала 19 — ого века. Видно, что вложенные в фильм средства действительно были настолько колоссальными, что были способны обанкротить целый концерн; и видно что всё до последнего луидора пошло на создание картины, а не в чей то карман, как это иногда бывает на съёмках высокобюджетного блокбастера.
Как я люблю выражаться — чисто технически, к «Наполеону» Абеля Ганса практически нет претензий. Режиссёр даже достоин похвалы за свои эксперименты с камерой. Ведь по сути, именно Гансу принадлежит идея создания широкого экрана, который войдёт в моду после Второй Мировой, в начале 50 — ых, когда Голливудская киноиндустрия будет сражаться за зрителя с активно развивающимся телевидением. Все эти «фокусы» с подставленными друг к другу тремя экранами, на которые проецируется единовременно сразу три, дополняющих друг друга изображения, сливающихся в одно целое — производят впечатление. В основном поражаешься опередившей время задумке режиссёра, но и огромная массовка так же делает своё дело — возводя фильм в жанр монументальных исторических картин… Игра занятых актёров, среди которых есть несколько русских: Владимир Руденко (играющий Наполеона — мальчика) и оперный тенор Александр Кубицкий (в образе Дантона) — так же достойна лестных слов. В особенности выделил бы исполнителей важных для развития сюжета ролей: Эдмона Ван Даэля (Робеспьер), Антонена Арто (демонический Марат), конечно же Жину Мане (возлюбленная и супруга Бонапарта — Жозефина) и самого режиссёра Абеля Ганса — взявшего себе небольшую роль Луиса Сент — Луста. На главную же роль пробовались и приглашались многие ведущие артисты эпохи немого, среди которых был даже наш, также эмигрировавший после Революции — Иван Мозжухин, который отказался от соблазна предстать на экране в образе Бонапарта, сославшись на то, что для того, что бы исполнить роль Императора именно в том ключе, в каком его задумал показать Ганс — нужно родиться французом. В итоге «маленького капрала» сыграл друг Абеля Ганса, французский актёр и режиссёр — красавец Альберт Дьедонне. Который справился с возложенной на него задачей — показал на экране не просто известную личность минувшей эпохи, а практически ожившее божество, гения военной стратегии и пламенного патриота Франции — изобразил Наполеона таким, каким видел его некогда сам французский народ, которому этот невысокого роста генерал, принёс мировое величие…
Если говорить о фильме Ганса не с технической, а именно с художественной точки зрения, то его эпопея о Бонапарте не выдерживает критики. Поскольку это не строго историческое кино, а всего лишь порождённая народом сага, основанная на легендах и рассказах о Императоре. Но даже если принять во внимание аксиому о том, что судить художественное произведение следует только по тем законам, на основе которых оно создано — «Наполеон» Абеля Ганса страдает присущей его герою манией величия, а также очень сильно затянут.
«- Гениальные люди — это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век.» (с) Наполеон Бонапарт Начать рецензию на один из самых известных фильмов эпохи немого кино — четырёх часовой колосс «Наполеон» Абеля Ганса, пожалуй следует с того, что сегодня — спустя без малого 90 лет, смотреть подобные полотна очень непросто. Обычные зрители такое кино даже и смотреть то не станут, если вообще знают об его существовании. Ведь кинематограф это не литература, которая остаётся во все времена неизменной, самые популярные свои произведения наг