Среди первых фильмов, в которых Джеймс Стюарт снялся после окончания Второй Мировой войны, есть как недооценённые, так и откровенно неудачные картины. К последним, в особенности, можно отнести комедийный альманах «On Our Merry Way» (1948), с треском провалившийся в прокате и единодушно растоптанный критиками.
Сюжет: Оливеру М. Пизу (Бёрджесс Мередит) в жизни не везёт абсолютно «по всем статьям». Он не может признаться своей жене Марте (Полетт Годдар), что работает в крупной газете не репортёром, как она думает, а лишь обычным клерком. Кроме того, у Оливера нет ни гроша, но зато имеется куча кредиторов, невыплата денег коим может лишить его как взятой напрокат мебели, так и жизни.
Правда, бедолага не подозревает, что Марте уже давно всё известно. Поэтому, желая помочь мужу в продвижении карьеры, она предлагает ему провести опрос людей на улицах на тему: «Какое влияние оказал ребёнок на вашу жизнь?». Оливеру нравится эта идея, и он, словно взаправдашний журналист, отправляется «на задание»…
Возможно, сама мысль снять альманах по схеме «Сказок Манхэттена» (1942) и «Плоти и фантазии» (1943) (несколько историй, связанных между собой какой-либо конкретной деталью) смотрелась перспективно на бумаге. К тому же, продюсеры проекта — Бенедикт Боджес и Бёрджесс Мередит (также, сыграл здесь условно «главную роль» клерка-репортёра) — явно решили подстраховаться, пригласив для реализации проекта целый сонм «звёзд» Голливуда и нескольких режиссёров «с именем».
Формально, все представленные в фильме новеллы связывает то, что они являются историями, рассказанными главному герою несколькими участниками соцопроса (который, напоминаю, может спасти клерка). Именно волнение за судьбу героя Мередита, по идее, должен испытывать зритель, смотря «On Our Merry Way».
Но в этом-то и проблема — сопереживать ему довольно сложно с самого начала картины, а после того, как узнаёшь, что часть долгов клерка и вовсе связана со ставками на тотализаторе, то вместо сочувствия в голове возникают ехидные мысли вроде «а о чём ты раньше думал?». Не спасает положение и игра Бёрджесса Мередита, который в этой роли скорее раздражает, нежели трогает.
Не должно вводить в заблуждение и первенство Полетт Годдар в титрах (играла жену главного героя и, по совместительству, была женой Мередита на момент съёмок) — её присутствие здесь лишь немного более, чем «фоновое». Ну, а теперь — поговорим непосредственно о самих историях.
Новелла N 1. Режиссёры — Джон Хьюстон и Джордж Стивенс; в главных ролях — Джеймс Стюарт и Генри Фонда. Рассказывается здесь о двух музыкантах и их оркестре, застрявших без гроша где-то в провинции из-за не вовремя сломавшегося автобуса (хотя, далее у них появляется шанс исправить своё финансовое положение)…
К моменту съёмок «… Way», Стюарта и Фонду уже давно связывала многолетняя дружба. Однако, до этой картины им вместе работать не приходилось, и едва ли представляется возможным записать обоим в актив роли в данной новелле. Причём, вины самих актёров в этом нет — всё дело в довольно предсказуемом сценарии Джона О’Хары, не блещущим ни остроумием, ни продуманностью.
Снявшие новеллу, режиссёры Хьюстон и Стивенс явно не справляются с предложенным материалом, заставляя дуэт Стюарта и Фонды всё тащить на себе. Но, временами и они, несмотря на все свои старания, выглядят глупо — например, момент, когда в самый разгар конкурса у героя Стюарта застрял в зубах лимон, очевидно, должен был веселить, но производил прямо противоположное впечатление, вызывая ассоциаций с плоскими кривляньями из некоторых «немых» фильмов.
Новелла N 2 (в версии альманаха в европейском прокате — известной, как «A Miracle Can Happen»). Режиссёр — Кинг Видор (также снимал эпизоды с участием Бёрджесса Мередита и Полетт Годдар); в главной роли — Чарльз Лоутон. История о том, как в одну очень дождливую ночь невесть откуда появившийся мальчик просит священника навестить его умирающего отца. Тот соглашается, но доведя священника до нужного места, мальчик исчезает столь же внезапно, как и появился…
Определённо, мистическая сторона этого сюжета вызывает интерес, но такой материал явно не подходил Видору. А так — и визуально, атмосфера в кадре была создана, в принципе, удачно; и игра актёров (несмотря на некоторый наигрыш) неплохо вписалась в эту атмосферу. Нужно было только доработать сценарий и пригласить Хичкока в качестве режиссёра.
Особенно, последнего здесь очень не хватало, поскольку Видор все указанные выше «мистические» зачатки предпочёл «зарубить на корню», сведя общий результат лишь к банальному «религиозному» пафосу в духе фильмов вроде «Идти своим путём» (1944), что точно не улучшило новеллу.
Новелла N 2 (в версии альманаха в американском прокате — известной, как «On Our Merry Way»). Режиссёр — Лесли Фентон; в главных ролях — Дороти Ламур и Виктор Мур. История о том, как избалованная маленькая девочка-кинозвезда (своего рода «карикатура» на Ширли Темпл) невольно помогла начинающей старлетке стать новой «звездой» Голливуда в ролях «красавиц с тропических островов»…
Хотя Фентон, за всю свою карьеру в Голливуде, так и не обзавёлся столь же «звёздными» заслугами, как Хьюстон или Видор, но самый внятный эпизод альманаха получился именно у него. Он не лишён недостатков, но обладает двумя неоспоримыми достоинствами, оказывающимися куда весомее. Во-первых, в новелле вполне убедительно продемонстрирован ход съёмочного процесса фильма в Голливуда (где обычно всё зависит исключительно от «звезды», приносящей кассовые сборы).
А во-вторых, свои роли начинающей актрисы и пожилого актёра неплохо исполнили, соответственно, Дороти Ламур и Виктор Мур. Особенно хороша была Дороти, явно от души посмеявшаяся над актёрским амплуа своей героини (да и собственным, кстати, тоже), исполняя сатирический номер «The Queen of the Hollywood Islands».
Новелла N 3. Режиссёр — снова Лесли Фентон; в главных ролях — Фред МакМюррэй и Уильям Демарест. О сюжете последнего эпизода фильма можно сказать только то, что он практически полностью «списан» со знаменитого «Вождя краснокожих» О. Генри (имя писателя при этом, как ни странно, не упомянуто в титрах).
Также, в отличие от самого рассказа или его советской экранизации 1962 года (новелла из альманаха Леонида Гайдая «Деловые люди»), это прочтение знаменитой истории вышло откровенно скучным и неинтересным — и ни режиссура, ни «афишированные» съёмки «на натуре» (отчего-то слабо смахивающие на таковые), ни актёры (абсолютно «без огонька» отработавшие свои контракты) положения не спасают. Словом, создав лучшую новеллу ленты, Фентон, увы, также снял и худший её эпизод.
В заключении, остаётся отметить, что «звёздный» состав актёров и режиссёров, работавших над «On Our Merry Way», по большей части, не вытянул предложенный им материал даже до оценки «удовлетворительно». Поэтому, нет и весомых причин рекомендовать данный альманах к просмотру (не считая, конечно, обилия известных имён и фамилий, задействованных в нём).
4 из 10
Среди первых фильмов, в которых Джеймс Стюарт снялся после окончания Второй Мировой войны, есть как недооценённые, так и откровенно неудачные картины. К последним, в особенности, можно отнести комедийный альманах «On Our Merry Way» (1948), с треском провалившийся в прокате и единодушно растоптанный критиками. Сюжет: Оливеру М. Пизу (Бёрджесс Мередит) в жизни не везёт абсолютно «по всем статьям». Он не может признаться своей жене Марте (Полетт Годдар), что работает в крупной газете не репортёром, как она думает, а лишь обычным клерком. Кроме