«Наследница» (1949) — история о жестоком взрослении и воспитании чувств, разыгранная в интерьерах XIX века талантливыми актёрами под началом именитого режиссёра (У. Уайлер). Милая, но неопытная Кэтрин (О. Де Хэвилланд) настолько очарована манерами пригожего франта (М. Клифт), что готова тотчас же выйти за него замуж. Отец (Р. Ричардсон), преуспевающий нью-йоркский доктор, категорически против, ибо уверен, что молодой человек заинтересован куда больше в приданом, чем в невесте. Кэтрин же настроена решительно и готова ради любви даже лишиться отцовского благословения (и большей части наследства)… Хэппи-энд здесь едва ли ожидаем, но эффектный и назидательный финал и спустя 70 лет пронзает зрителя своей беспощадностью.
Признаюсь, с первоисточником — романом Г. Джеймса «Вашингтон-сквер» — знаком не был, но читал, что образ родителя-покровителя был в фильме изрядно очеловечен. Заметно, что Ральф Ричардсон (крупнейший британский театральный актёр прошлого века) старается изобразить своего папашу не деспотом, а человеком, не лишённым сочувствия дочери. В его лукавом взгляде и иронических ремарках сквозят как чувство превосходства над несмышлённой продолжательницей рода, так и горечь собственного разочарования от жизни. Увы, но эта отстранённая отцовская «нелюбовь» всё равно исполнена своей разрушительной силы и больше прочего ответственна за горький исход. Думается, в таком меняющемся сквозь оптику десятилетий прочтении и заключается во многом ценность этого классического «костюмного» фильма.
Поразительно контрастно сложатся судьбы обоих заглавных исполнителей. Монтгомери Клифт станет супер-звездой 50-ых годов, но попадёт в тяжёлую аварию, от последствий которой не оправится и деградирует самым печальным образом (умрёт в 45 лет). Оливия де Хевилланд, достигнув в «Наследнице» пика своей карьеры (и заслужив второго «Оскара»), постепенно оставит кино, займётся театром, переедет в Париж, и после будет работать в основном на телевидении. Актриса здравствует и поныне (ей пошёл… 105-ый год), оставаясь последним живым символом «золотой эры» Голливуда. Взирает, должно быть, на своих «наследниц» на большом экране и вздыхает: «да, были люди в наше время».
P.S. В подтверждение тезиса — знаменитые анекдоты со съёмок: так, в сцене долгого подъёма героини по лестнице её саквояжи… набиты книгами. Уайлер изнурял своих звёзд тяжёлыми дублями, добиваясь нужного ему эффекта. Всякий раз вспоминаю об этом, глядя на явно пустые чемоданы, которые то и дело играючи тягают в кадре…
«Наследница» (1949) — история о жестоком взрослении и воспитании чувств, разыгранная в интерьерах XIX века талантливыми актёрами под началом именитого режиссёра (У. Уайлер). Милая, но неопытная Кэтрин (О. Де Хэвилланд) настолько очарована манерами пригожего франта (М. Клифт), что готова тотчас же выйти за него замуж. Отец (Р. Ричардсон), преуспевающий нью-йоркский доктор, категорически против, ибо уверен, что молодой человек заинтересован куда больше в приданом, чем в невесте. Кэтрин же настроена решительно и готова ради любви даже лишиться отц