Очень сильный фильм, тронувший меня до глубины души. Не зря Тарковский особо отмечал эту работу.
Каждая сцена здесь переполнена символизмом. Назарин повторяет путь Христа настолько, насколько это возможно человеку. Об этом прямо свидетельствует имя священника — Насарио. Надеюсь, все помнят, что было написано на издевательской табличке над головой Христа: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Как Христос пришёл в людям, чтобы стать Одним из них, так и Насарио живет в нищете и голоде, чтобы быть с теми, кого он исповедует. Так же как и Христос падре оклеветан. Так же находят его ученики, которые являются обычными людьми и ведут себя не всегда так, как их учат, но зато они очень стараются. Вспомним, что и апостолы не всегда были под благодатью Святого Духа, говорили на всех языках и исцеляли больных. Сколько раз Христос прощал своих непутевых, неграмотных простолюдинов-учеников, которые то засыпали во время Его молитвы, то отрубали уши охране, то отрекались от Него! Особенно эта аналогия прослеживается в поведении Андары, которая постоянно совершает дурные вещи, но с благими намерениями. В фильме есть даже сцена в тюрьме, а Христос прежде, чем отправиться на Голгофу тоже был заключен в тюрьму. Есть терновый венец в виде бинта, есть хороший и плохой разбойники, которые делили участь с Христом, и один, тот, что был распят по правую сторону, раскаялся со смирением. Есть человек, который помог нести крест — крестьянка, подарившая священнику ананас. В сцене в темнице почти прозвучала молитва О Чаше, когда Насарио сказал, что хочет иной участи, но не видит пути к облегчению страданий, по которому можно пройти, не запачкав душу навеки. «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя». Скорее всего, после первого просмотра я не увидела и половины символов, которые нанизаны драгоценным бисером на весь сюжет, поэтому надеюсь ещё вернуться к просмотру этой картины.
Переходя к моментам, которые хотелось бы отметить, оставив глубокий символический посыл картины, нельзя не обратить внимание на проблему, духовной (!) близости между мужчиной и женщиной, которую даже в настоящее время окружающие почти никогда не могут воспринять правильно. Также показана опасность экзольтированного восприятия религии. Те верующие, которые представляют себе спасение горестно-радостно-торжественным шествием в объятия Христу, Который «любит тебя», обречены разочароваться в Настоящем Боге. Поэтому режиссер показывает безобразие окружающего мира, не только душевное, но и в полне себе материальное. Вокруг грязь, вонь, болезни, некрасивые люди, калеки, карлики. И вот это всё, на что даже в фильме смотреть неприятно, нужно любить!
Насарио, конечно же, не был сломлен духом в последнем кадре. Он принял решение достойно и до конца нести свой крест, когда посвящал себя Богу, и никогда не изменял своему обету. Всё пережитое возвысило его душу. Да, впереди, возможно, ещё больше бед и страданий… но ветер, который слабое дерево вырвет с корнем, сильное только больше укрепит, пусть и погнув слегка.
10 из 10
Очень сильный фильм, тронувший меня до глубины души. Не зря Тарковский особо отмечал эту работу. Каждая сцена здесь переполнена символизмом. Назарин повторяет путь Христа настолько, насколько это возможно человеку. Об этом прямо свидетельствует имя священника — Насарио. Надеюсь, все помнят, что было написано на издевательской табличке над головой Христа: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Как Христос пришёл в людям, чтобы стать Одним из них, так и Насарио живет в нищете и голоде, чтобы быть с теми, кого он исповедует. Так же как и Христо